Новости Республики Коми | Комиинформ

В Коми сотрудница УФСИН создала домашний музей кукол советских времен

В Коми сотрудница УФСИН создала домашний музей кукол советских времен
В Коми сотрудница УФСИН создала домашний музей кукол советских времен
logo
В Коми сотрудница УФСИН создала домашний музей кукол советских времен
Фото УФСИН по Коми

В Коми сотрудница УФСИН создала домашний музей кукол советских времен.

Реставрация кукол для старшего инспектора организационно-аналитической группы исправительной колонии № 25 Юлии Тупикиной - хобби, которое за короткий промежуток времени превратилось в нечто большее: сейчас дом сотрудницы уголовно-исполнительной системы превратился в кукольный музей и мастерскую.

"Кукол я любила всегда: в детстве у меня их было много и все разные, был период увлечения бумажными куклами, пупсами, во взрослом возрасте – фарфоровыми куклами", – делится Ю.Тупикина.

1.7.1.Muzei-kukol-Yu.N.Tupikinoi.jpg

Собиранием же винтажных кукол времен СССР сотрудница ИК-25 увлеклась недавно и неожиданно. 

"Четыре года назад во время поездки на природу, на месте разрушенного дома нашла весьма потрепанную куклу. Привезла домой, отмыла и задумалась, что же с ней теперь делать? Опыта ремонта кукол никакого, а "девчонку" жалко. В это время у меня уже было несколько фарфоровых кукол, так что технику прошивки волос подсмотрела на них. Получилось не очень изящно, но лиха беда начало. Потом сшила простое платье и передник, и кукла обрела вполне приличный вид".

Из любопытства Ю.Тупикина начала просматривать материалы в группах по интересам, мастер-классы по ремонту кукол и пошиву кукольной одежды. И "затянуло".

"У меня хранилось несколько кукол моего детства, поэтому первые изыскания касались именно их. Оказалось, что куклу Олю на самом деле зовут Сашенька, а куклу Свету – Таня, произведены они обе были на фабрике в Ленинграде. Раньше я никогда не задумывалась и даже не представляла себе, сколько фабрик и производственных объединений на территории СССР производили игрушки, как велико было разнообразие кукол, пупсов, мягкой игрушки, какие разные материалы использовались: папье-маше, древесина, пресс-опилки, винил, пластмассы, резина, ткани – всего не перечесть. За одной куклой "пришла" вторая, за ней – третья, потянулись друг за другом брошенные, изломанные, заигранные порой "до слез" девчонки", – рассказывает старший инспектор организационно-аналитической группы ИК-25.

1.3.Muzei-kukol-Yu.N.Tupikinoi.jpg

За четыре года у мастера выработалась система "приема" куклы в коллекцию.

Каждая кукла сначала проходит фотографирование, что называется, "до": необходимо зафиксировать изначальное состояние. Затем обязательная "санитарная обработка": купание, отмывание волос, обработка дезинфицирующим средством, стирка одежды.

Пока кукла сохнет, идет сбор информации о производителе игрушки: как ее зовут и как она должна выглядеть в оригинале. Здесь, отмечает Ю.Тупикина, надежда на интернет и коллег по увлечению.

"Как оказалось, нас таких, "странных", в стране много, и не только женщин, но и мужчин. Если не удается опознать куклу по клейму и описанию, коллеги всегда подскажут, где производилась кукла, в какой период, какие у нее должны быть одежда и обувь", - отметила она.

Следующий этап – выявление повреждений и недостатков. Чаще всего это проблемы с волосами, повреждения креплений рук и ног, изломанные глазки. Часто попадаются изрисованные фломастерами и шариковыми ручками куклы – это, по словам коллекционера, отдельная печальная история, поскольку такие "художества" очень трудно выводить, нередко остаются следы.

1.4.Muzei-kukol-Yu.N.Tupikinoi.jpg

"Я уже освоила пайку пластмассы, знаю, как восстановить крепление конечности типа "винт", научилась перепрошивать волосы и делать парички, выводить следы фломастеров и косметики. На очереди – освоение техники восстановления пальчиков, склеивание тела с помощью эпоксидной смолы. "Кандидатки" на эти процедуры уже есть, ожидают своей очереди", - рассказывает она.

Далее – расчесывание волос, укладка, создание прически.

"Помню, шевелюру одной красавицы расчесывала четыре дня, по прядочке, практически по волоску разбирала, распутывала колтуны и узелки. В этом отношении мне нравятся куклы ГДР – у них очень хорошая прошивка, качественные волосы. А вот китайские "девочки", наоборот, очень капризные, с их волосами всегда изрядно намучаешься", – отмечает мастер.

1.4.Muzei-kukol-Yu.N.Tupikinoi.jpg

И последний этап – шитье одежды и подбор обуви. "Я еще не очень опытный портной, так что на этом этапе у меня возникают затруднения. Тут на помощь приходят мастер-классы и советы коллег по увлечению. И вот вновь красивая и аккуратная куколка присоединяется к своим сестричкам на полке, готовая радоваться и радовать мир", - говорит Ю.Тупикина. 

На вопрос о том, откуда берутся куклы, реставратор отвечает: чаще всего – с барахолок и из антикварных магазинчиков. В свободное от службы время сотруднице уголовно-исполнительной системы нравится путешествовать по городам России, и во время поездок она старается заглядывать в местные антикварные магазины. Также кукол отдают родственники, друзья и знакомые.

1.7.2.Muzei-kukol-Yu.N.Tupikinoi.jpg

"В сентябре этого года подруга из Санкт-Петербурга сделала мне королевский подарок – отдала всех своих кукол, которых сохранила с детства, а еще кукольную мебель, посуду и прочие принадлежности кукольного мира. Две большие коробки кукольного счастья! - делится Юлия Тупикина. – Многие мои друзья и знакомые, узнав о моем увлечении, вытаскивают с чердаков и дач, деревенских домов позабытые чемоданы и сундуки, достают оттуда запыленные игрушки и привозят мне: "Возьмешь? Я ею все детство играла…". Конечно, беру. Беру всех, потому что считаю, что кукле не место в пыльном чемодане или в подвале. Кукла – это друг детства, ей рассказывали первые секреты, с ней делились радостью и печалью, ее обнимали, засыпая, кормили кашей и супом. С ней росли, учились и взрослели. Дети выросли, но кукла-то в чем виновата? Поэтому беру и тех, кому "немного за тридцать" и тех, кому еще не стукнуло и десяти. Родных сердцу советских и "китаянок". Предпочтение отдаю все же куклам периода СССР – они все такие милые и напоминают мне о детстве. Кстати, знаете ли вы, что черты лица некоторых кукол "срисованы" с популярных актрис, например, с Татьяны Веденеевой?"

Нравятся ей и куклы Ленинградского производственного объединения "Игрушка" (Ленигрушка) известного художника Марианны Мотовиловой, а также куклы Донецкой фабрики игрушек – нежные, симпатичные девочки с открытыми взглядами и обаятельными улыбками. Также любит "ГДРочек" – кукол ГДР периода 1960-70-х годов. 

1.7.Muzei-kukol-Yu.N.Tupikinoi.jpg

Отдельной частью коллекции Ю.Тупикиной являются фарфоровые куклы – они были очень популярны в 2000-2010-е годы в качестве украшения интерьеров, считались предметом роскоши. Детям играть ими, как правило, не давали, разве что подержать в руках – в награду за хорошее поведение. Но прошло время, мода на интерьер изменилась, и куклы в роскошных платьях и шляпах оказались, в лучшем случае, в антикварных лавках, в худшем – просто выброшены. На радость, настоящим знатокам, потому что среди десятка китайского ширпотреба можно обнаружить настоящий коллекционный экземпляр.

Ну, и начав собирать кукол, невозможно не начать собирать всевозможные принадлежности кукольного мира: посуду, мебель, аксессуары. В домашнем музее Юлии Тупикиной есть кукольный гарнитур (шкаф, стол со стульчиками, кровать), который ей когда-то подарили на день рождения. Также от подруги коллекционеру достался гарнитур из шкафа-буфета, дивана и кресел. А где есть стол, там есть и посуда – наверное, каждая девочка помнит наборы кухонной посуды из алюминия и пластмассы (кастрюльки, ковшики, тарелочки, столовые приборы), сервизы для кукольных обедов и чаепитий – все эти маленькие чашечки, блюдечки, чайнички и сахарницы.

1.1.Muzei-kukol-Yu.N.Tupikinoi.jpg

1.6.Muzei-kukol-Yu.N.Tupikinoi.jpg

Еще одно направление кукольного увлечения героини материала – кукольная миниатюра.

"Мой любимый размер – 1:12.  Много лет назад в Санкт-Петербурге я побывала в частном музее игрушки, где увидела кукольный дом конца 18-го века. Три этажа, мебель, ковры, домашняя утварь, куколки, одетые по моде того времени – все это поразило меня настолько, что я даже не сомневалась – у меня тоже будет такой домик. Теперь у меня есть два домика этого масштаба, с полным набором мебели, посуды, аксессуаров и жителями. Одновременно с постройкой домов 1:12 я увлеклась изготовлением румбоксов (roombox) – моделей комнат в коробке. Это очень увлекательно – построить маленький мир в шкатулке, в старой хлебнице, на канцелярской полке, выброшенной за ненадобностью. Моя мечта – создать, что называется, с нуля дом в старом кухонном шкафчике. У меня уже есть образ, чертеж и исходные материалы, так что, надеюсь, дому быть!" – поделилась своими планами на будущее Ю.Тупикина.

1.6.1.Muzei-kukol-Yu.N.Tupikinoi.jpg

***Ю.Тупикина службу в уголовно-исполнительной системе начала в августе 2001 года после окончания Коми государственного педагогического института, сначала экспертом-психологом военно-врачебной комиссии, затем преподавателем учебного центра, психологом психологической лаборатории следственного изолятора № 1, старшим психологом отдела охраны и начальником ОСУ исправительной колонии № 25. В настоящее время майор внутренней службы Ю.Тупикина является старшим инспектором организационно-аналитической группы ИК-25.

По мнению Ю.Тупикиной, деятельность сотрудника организационно-аналитической группы многогранна и потому интересна: необходимо быть в курсе событий, уметь быстро собирать  информацию, анализировать и систематизировать ее, быть всегда аккуратным и внимательным, находить общий язык с сотрудниками, работать в условиях форс-мажора.

Ю.Тупикина продолжает традиции своих родителей, ее отец, ветеран уголовно-исполнительной системы Николай Энгельсович Панюков, почти сорок лет отдал службе в уголовно-исполнительной системе. 

1.9.Muzei-kukol-Yu.N.Tupikinoi.jpg

Сегодня, 7 октября, сотрудники организационно-инспекторских служб уголовно-исполнительной системы Российской Федерации отмечают профессиональный праздник. Ни одно организационное решение не принимается без предварительного планирования и не реализуется без последующего контроля с их стороны. Представители организационно-аналитических подразделений работают на развитие и совершенствование управленческой деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.