Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2024 год и на плановый период 2023 и 2024 годов обнародовал Минфин Коми.
Документ размещен на портале общественного обсуждения нормативно-правовых актов Коми.
Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в предстоящий трехлетний период станет обеспечение сбалансированности бюджетной системы Коми, в том числе за счет:
- сохранения условий роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета и местных бюджетов;
- сдерживания роста расходов республиканского бюджета, не обеспеченного увеличением доходов и (или) оптимизацией расходов;
- совершенствования системы управления общественными финансами Республики Коми;
- сохранения объема государственного долга Республики Коми на безопасном уровне и обеспечения ликвидности республиканского бюджета.
Основные направления налоговой политики Республики Коми на 2024–2026 годы сохраняют преемственность уже реализуемых мер по повышению эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического развития, увеличения доходов консолидированного бюджета Республики Коми за счет стимулирования инвестиционной деятельности на территории региона, оптимизации налоговой нагрузки, отмены неэффективных налоговых льгот, в том числе путем:
- создания оптимальных условий для стимулирования экономического роста, развития предпринимательской и инвестиционной деятельности путем внедрения на территории Республики Коми новых форм господдержки инвесторов, в том числе в рамках реализации федерального законодательства (в том числе: защита и поощрение капиталовложений инвесторов через заключение соглашений (СЗПК), СПИК 1.0; создание объектов инфраструктуры за счет бюджетных инвестиций; предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов, поддержка резидентов территорий опережающего развития, а также субъектов МСП);
- обеспечения стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми;
- продолжения предоставления налоговых льгот в рамках заключенного СПИК;
- продолжения поддержки субъектов МСП, в том числе посредством предоставления налоговых льгот, а также стимулирования их предпринимательской активности на территории Республики Коми в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы";
- реализации мер, направленных на легализацию предпринимательской деятельности, содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости путем расширения практики применения налога на профессиональный доход, регистрации граждан в качестве "самозанятых" и вовлечения их в экономику;
- корректировки утвержденных размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по отдельным видам предпринимательской деятельности, указанным в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ, в отношении которых применяется ПСН на территории Республики Коми, а также иных параметров ПСН;
- пролонгации действия пониженных налоговых ставок по УСН на 2024–2025 года с поэтапным их увеличением: на 2024 год – продление действия пониженных в два раза ставок (в размере 3 %, если объектом налогообложения являются доходы, и в размере 7,5 %, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов); на 2025 год – установление пониженных в полтора раза ставок по УСН (в размере 4 %, если объектом налогообложения являются доходы, и в размере 10 %, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов);
- развития Арктической зоны РФ на территории Республики Коми с учетом установленных налоговых льгот для резидентов Арктической зоны на территории Коми по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в республиканский бюджет, по налогу на имущество организаций, а также пониженных налоговых ставок УСН;
- продолжения работы по совершенствованию механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджетов и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, сокращения недоимки;
- совершенствование нормативно-правовой базы, методологии оценки эффективности налоговых расходов и порядка формирования перечня налоговых расходов Республики Коми;
- организации работы с кураторами налоговых расходов Республики Коми в целях проведения оценки эффективности налоговых льгот и пониженных налоговых ставок с учетом общих требований;
- оптимизации предоставляемых налоговых льгот и преференций.
Эффективная бюджетная политика будет осуществляться путем:
1) приоритизации расходов с целью обеспечения:
реализации поручений президента Российской Федерации по обеспечению сохранения достигнутых соотношений между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в Республике Коми;
обеспечения заработной платы не ниже МРОТ с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ежегодной индексации оплаты труда;
сохранения установленных мер социальной поддержки и их дальнейшего совершенствования;
2) оптимизации расходов на содержание органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований посредством:
соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти Республики Коми, установленного Правительством Российской Федерации;
установления Правительством Республики Коми нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной штатной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в муниципальных образованиях муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в Республике Коми, городских (сельских) поселений в Республике Коми;
3) оптимизации путем сокращения до 20 % расходов, связанных с: закупками; ремонтами; командировочными расходами; субсидиями на иные цели автономных, бюджетных учреждений и других расходов, не относящиеся к первоочередным;
4) совершенствования системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Коми, в том числе посредством:
планирования обеспечения государственных нужд на основе принципа неразрывной связи с бюджетным процессом;
централизации полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми в отношении всех закупок, осуществляемых конкурентными способами, в целях эффективного использования бюджетных средств и снижения количества нарушений при описании объектов закупок;
повышения уровня прозрачности процесса государственных и муниципальных закупок малого объема путем расширения практики определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основе принципов "электронного магазина" с предварительным размещением участниками закупок заявок-оферт и возможностью оперативного выбора между ними предложения с минимальными ценами;
расширения практики проведения совместных процедур определения поставщиков в целях консолидации закупок одной и той же продукции;
унификации подходов к осуществлению закупочной деятельности, включая разработку типовых требований к закупаемым товарам и исключение закупок с избыточными потребительскими свойствами, стандартизации информации о закупке посредством применения описания позиции каталога товаров, работ, услуг, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок;
внедрения региональной информационной системы Республики Коми в сфере закупок;
5) совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем его стандартизации на ведомственном уровне;
6) решение задач целевого использования бюджетных средств, обеспечения их сохранности, сокращения недобросовестных поставщиков в цепочке соисполнителей государственных контрактов, повышения финансовой дисциплины сторон контрактов путем применения норм статьи 242.26 БК РФ, предусматривающей казначейское сопровождение средств, предоставляемых из республиканского бюджета;
7) продолжения проведения работы по сокращению объемов затрат незавершенного строительства путем списания затрат в виде незавершенных капитальных вложений по не завершенным строительством объектам, финансирование которых осуществлялось за счет средств республиканского бюджета, а также обеспечения своевременного ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства;
8) привлечения в пределах имеющихся возможностей республиканского бюджета субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных проектов, а также получения иной поддержки из федерального бюджета в целях высвобождения бюджетных средств и направления их на финансирование других приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Коми;
9) продолжения применения механизма перечисления межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств республиканского бюджета, в целях снижения объема неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов;
10) применения в целях повышения эффективности предоставления и использования межбюджетных трансфертов Правил формирования, предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета;
11) обеспечения требования бюджетного законодательства об утверждении законом Республики Коми о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета (кроме субсидий, распределяемых на конкурсной основе, субсидий местным бюджетам за счет резервного фонда Правительства Республики Коми и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации), соблюдение предельных сроков заключения соглашений о предоставлении местным бюджетам целевых межбюджетных трансфертов;
12) повышения качества стратегического и бюджетного планирования за счет:
актуализации и совершенствования нормативной правовой и методической базы в сфере программно-целевого планирования, в том числе с учетом норм Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации;
корректировки государственных программ, в том числе: выстраивание новой системы целеполагания; инвентаризация действующих (определение новых) мероприятий (результатов) структурных элементов; утверждение в новом формате государственных программ и их структурных элементов;
использования информационных технологий в рамках управления государственными программами;
13) повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг через оптимизацию:
сети государственных и муниципальных учреждений;
процесса получения гражданами государственных и муниципальных услуг путем участия ГАУ РК "МФЦ" в реализации Концепции 24/7 на территории Республики Коми;
14) продолжение практики широкого использования механизма резервирования бюджетных средств в резервном фонде Правительства Республики Коми в целях более оперативного реагирования на изменения социально-экономической ситуации;
15) обеспечения реализации принципа "участия граждан в бюджетном процессе", путем вовлечения большего количества граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности посредством:
а) развития практик инициативного бюджетирования, в том числе путем:
поддержки инициативных проектов, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
реализации проекта "Народный бюджет";
поощрения в виде грантов муниципальным районам, муниципальным округам, городским округам за участие в проекте "Народный бюджет" и реализацию народных проектов в рамках проекта "Народный бюджет", направляемых на развитие народных инициатив;
реализации наказов избирателей депутатами;
б) проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, в том числе путем информирования населения через Портал финансовой грамотности в Республике Коми;
в) формирования и публикации в интернете информационных брошюр "Бюджет для граждан";
г) проведения оценки муниципальных образований в части открытости бюджетных данных;
д) продолжения практики размещения годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Коми на официальных сайтах ответственных исполнителей государственных программ, а также заслушивания их на общественных советах при органах исполнительной власти;
ж) размещения и своевременной актуализации в интернете (в том числе на Едином портале бюджетной системы РФ в системе "Электронный бюджет") данных о формировании и исполнении республиканского бюджета и другой информации, связанной с реализацией бюджетного процесса информации;
16) достижения значений показателей долговой устойчивости, позволяющих отнести Республику Коми к группе заемщиков с долговой устойчивостью не ниже среднего уровня, обеспечения соответствия объема государственного долга РК и его структуры финансовым возможностям за счет:
проведения работы по диверсификации структуры долгового портфеля Республики Коми, ориентированной на равномерное распределение совокупных платежей по погашению и обслуживанию государственного долга во избежание "пиковых" нагрузок на республиканский бюджет;
отбора доступных на финансовом рынке ресурсов с приемлемыми для республиканского бюджета условиями по срочности и стоимости.
"Несмотря на внешние вызовы, достижение национальных целей развития страны остается ключевой задачей бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2024–2026 годы, на решение которой направлено повышение доходной базы и результативности расходов, и в целом – сохранение устойчивости бюджетной системы Республики Коми", - говорится в документе.