Юристы Коми дали правовую оценку вопросам, которые предлагает инициативная группа на референдум.
По словам собеседников, вопрос по выбору глав муниципалитетов законодательством отрегулирован, правовых оснований для обсуждения инициативы нет.
Как ранее сообщал "Комиинформ", Избирательная комиссия Коми рассмотрела ходатайство инициативной группы о проведении в республике референдума о проведении выборов глав муниципальных образований. Комиссия проверила данные подписантов, несколько оказались неверными, однако имевшегося количество подтвержденных было достаточно, чтобы ходатайство прошло первую инстанцию.
Сейчас ходатайство направлено на рассмотрение в Госсовет Коми. Там, в частности, рассмотрят соответствие формулировок предлагаемых вопросов на соответствии законодательству. Свою позицию депутаты выскажут на заседании сессии Госсовета Коми 21 июня. По предварительной оценке Минфина Коми, затраты на референдум могут составить более 200 миллионов рублей.
Инициативная группа предлагает с помощью референдума узнать отношение жителей Республики Коми к прямым выборам глав городов и районов. Сейчас федеральный закон № 131 предусматривает несколько способов избрания главы МО: или избрание на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования из своего состава, или представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Сейчас руководителей муниципальных администраций определяют депутаты городских и районных советов, которых, в свою очередь, выбирает население.
Заслуженный юрист России, бывший руководитель Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Коми Борис Шенкман считает, что поставленный инициативной группой вопрос на первый взгляд привлекательный, но нужно рассматривать, насколько инициатива соответствует законодательству.
"Сейчас есть определенный порядок избрания мэров, включая всеобщие муниципальные выборы, выборы главы из состава представительного органа или выборы кандидатуры депутатами на конкурсной основе. При этом поднимаемые на референдум вопросы должны соответствовать определенным критериям, в частности, на голосование можно поставить неотрегулированные на федеральном и региональном пробелы в законодательстве", - пояснил Б.Шенкман.
По словам собеседника, вопрос по выбору глав муниципалитетов законодательством отрегулирован, правовых оснований для обсуждения инициативы нет.
"Как юрист, могу также заметить, что сегодняшняя процедура выбора глав на конкурсной основе по сути тоже волеизъявление народа, поскольку решение принимают избранные гражданами депутаты", - считает Б.Шенкман.
Также, ссылаясь на законодательство, оценку возможному референдуму дал правозащитник Роман Койдан, который считает, что обсуждение вопроса прямых выборов глав муниципальных образований абсолютно бесполезен.
В действующем ФЗ №131 "О местном самоуправлении" статья 46, часть 2 регламентирует вопрос выбора главы муниципального образования. Вопрос отрегулированный федеральным законом – не может быть поставлен на референдум субъекта федерации. Изменить существующий порядок выбора глав возможно, но, в соответствии с Конституцией и Федеральными законами только если это пожелают депутаты Государственной Думы РФ, Госсовета республики и сами органы местного самоуправления - избранные депутаты.
"Сейчас в Госдуме проходит уже второе чтение новый проект Федерального закона "О местном самоуправлении", который признает ныне действующий утратившим силу. Инициаторы Сенатор Клишас и Депутат Крашенинников в новом законопроекте также в 19 статье уже предлагают закрепить возможность выбора глав местного самоуправления на прямых муниципальных выборах. Законопроект уже почти принят, осталось полтора чтения пройти, и норма заработает", - резюмировал Р.Койдан.
Также юрист считает, что проводить референдум, выдумывать велосипед, который в 1817 году был изобретен в городе Карлсруэ, смысла нет, как и выбрасывать на воздух 200 млн рублей. При этом собеседник думает, что если прямые выборы глав кому-то интересны, то вопросом нужно заниматься на уровне депутатов.
Заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин Юридического института СГУ им. Питирима Сорокина Ирина Чалых также предложила обратиться к действующему законодательству.
"Сразу оговорюсь, что решение вопроса о законности инициированного референдума об избрании населением глав муниципальных образований относится к компетенции уполномоченных органов государственной власти, в первую очередь, Госсовета РК. Однако с учетом проведенного доктринального толкования и оценки, в качестве представителя научно-педагогического сообщества, могу сделать вывод, что в заявленной формулировке вопросы, выносимые на референдум, не соответствуют положениям федерального законодательства", – пояснила И. Чалых.
Эксперт отметила, что в ч. 8 ст. 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что "на референдум субъекта Российской Федерации… не могут быть вынесены вопросы… об избрании депутатов и должностных лиц …". При этом сформулированный инициативной группой по проведению референдума первый вопрос как раз содержит положение об избрании глав ряда муниципальных образований на муниципальных выборах.
"Кроме того Конституционный Суд России в Постановлении от 01.12.2015 №30 сформулировал ряд правых позиций, контекстно затрагивающих рассматриваемую тематику. В частности, Суд подчеркивает, что свободные выборы имеют особую ценность в системе институтов народовластия, которые на уровне местного самоуправления должны получать наиболее широкую реализацию, однако это не означает, что выборы, проводимые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, являются единственно допустимым механизмом формирования всех органов публичной власти на каждом из уровней ее организации, включая местное самоуправление. Следовательно, законодательные требования могут различаться в зависимости от объективной специфики конкретных территорий в целях обеспечения необходимого уровня гарантирования баланса местных и общегосударственных интересов. Представляется, что в Республике Коми данная позиция в части особенностей региональных условий и факторов учтена", – прокомментировала зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Юридического института СГУ им. Питирима Сорокина.
С учетом положений того же Постановления Конституционного Суда в части организационно-правовых, функциональных и финансово-бюджетных взаимосвязей органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления вызывают сомнения реальная возможность и фактическая готовность всех муниципалитетов на территории Республики Коми к проведению прямых выборов глав муниципальных образований, так как указанные выборы финансируются за счет средств местного бюджета. По крайней мере, аналитические или статистические данные в таком аспекте не известны.
В контексте общей оценки инициирования референдума в Республике Коми на предмет корректировки регионального законодательства И.Чалых также привела позицию Конституционного суда РФ, изложенную в Определении от 29.09.2015 № 2003-О: Суд, отказав в принятии к рассмотрению совместной жалобы гражданки России и регионального отделения политической партии, отметил, что данное политическое объединение, как имеющее в законодательном органе региона свою фракцию, имело возможность участвовать в законодательном процессе по урегулированию вопросов организации местного самоуправления, в том числе в законных формах влиять на установление определенного порядка замещения должностей глав соответствующих муниципальных образований.
"Разрешение вопросов, заявленных инициативной группой по проведению референдума Республики Коми, вполне возможно и более рационально в рамках регионального законодательного процесса – при должной активности субъектов права законодательной инициативы и без дополнительных, весьма существенных финансовых затрат. А использование института референдума для реализации общественно-политических задач в данном аспекте видится, как минимум, не обоснованным", – завершила свою мысль И.Чалых.