- Саркис Виленович, есть ли на сегодня в республике люди или структуры, сомневающиеся в необходимости ТПП?
- Нет, этот период успешно преодолен. Сомнения существовали вплоть до 1999 года. Сейчас ни бизнес, ни власть не задаются вопросом, что такое ТПП, зачем она нужна. Но я застал время, когда приходилось отвечать на подобные вопросы. Многие думали, что новая структура будет выполнять функции торгового дома, займется коммерцией. Хотя мы некоммерческая организация, традиционная функция всех палат в мире - облегчение работы частных и государственных компаний на внешнем рынке, помощь в экспортно-импортных операциях. Сейчас у ТПП Коми не только свыше 160 видов услуг, но и ежегодно 35-40 процентов рост их объемов. При том, что это - услуги, а не материальные ценности.
- С чего все начиналось?
- В 1993 году вышел закон о либерализации внешнеторговой деятельности и параллельно - о ТПП России. Тогда и начали появляться региональные палаты. Изначально идея создать ТПП в Коми возникла у Игоря Беккера, Андрея Сайковского, Артура Рудольфа. У них был опыт работы на внешних рынках, они знали суть работы ТПП. Чтобы учредить палату, требуется минимум 15 предприятий и организаций. Тогда ровно столько компаний Коми и создали ТПП. Три до сих пор с нами: "Комитекс", "Нойзидлер Сыктывкар" и Боровской леспромхоз. Первым президентом стал Курских Василий Григорьевич, Герой Соцтруда, бывший руководитель Воркуты. Через 3-4 месяца его сменил Артур Рудольф, нынешний глава Сыктывдинского района. Я в палате с 1997 года.
ТПП Коми стартовала неплохо. Можно вспомнить ее деятельность по масштабным выставкам. К 1997 году она освоила семь видов услуг. Но не хватало динамики, нужно было найти "изюминку", за счет которой организация совершила бы рывок. Палате и ее членам необходимо было пройти выверенный путь, не впадая в политизацию, четко выполнять цели, задачи и функции палаты, определенные в законе. В 1996 году, после ухода А.Рудольфа, палата оставалась бесхозной и, действительно, фактически превратилась в коммерческую структуру. Нарастила много долгов - всего около 8 миллиардов неденоминированных рублей. Это был самый тяжелый период, такого ни одна ТПП в России не переживала.
- Как удалось переломить ситуацию?
- Начиная с 1997 года, мы определили структуру долгов, составили график их погашения. Однако проблемы с долгами мы перевели в разряд текущих, нестратегических. Зато стали целенаправленно выстраивать схему работы. Полтора года спустя мы написали долгосрочную пятилетнюю программу, реализация которой позволила палате стать на ноги. 98,2 процента пунктов программы выполнено. А она была сделана буквально в считанные месяцы после дефолта 1998 года, когда трудно было планировать что-либо на квартал! Вот показатель того, что мы знали, чего хотим. Вообще кризис для любого управленца - счастливый момент, ведь четко видно, что отмирает, а что нужно сохранить, вокруг чего наращивать обороты.
В итоге с долгами мы разобрались. И с тех пор определились, что любая из наших услуг должна быть востребована деловым сообществом - будь то выставки, семинары, конференции, сертификация, консультации, издание журнала, наконец. В 2000-м году мы поняли, что вышли на новый этап. О становлении или выживании речь уже не шла. Мы провели реорганизацию палаты, ее бизнес-составляющей, финансово-хозяйственной деятельности, смоделировали бизнес-процессы, провели переобучение людей, сертифицировали услуги. Теперь мы - единственная палата в России, которая все виды услуг привела к международному стандарту ИСО. По количеству сертификатов мы занимаем второе место в России среди ТПП.
- А первое?
- Российская. Но многие, даже московские предприятия сертификаты оформляют у нас. По двум причинам: выгодное соотношение цены и качества, а второе - качество как таковое. У нас на всех бланках экспертиз значок ИСО, и для предприятия-контрагента за рубежом это означает, что процедуры совершены по понятным ему правилам.
- Сейчас много говорят о социальной ответственности бизнеса…
- А мы впервые заявили об этом еще в 2001 году! Именно тогда мы поставили перед деловым сообществом конкретные, мощные проблемы. Тогда же приняли хартию этических принципов ведения дел бизнес-сообщества Коми, сегодня будущие члены ТПП, вступая в палату, подписывают ее. Ключевым было и то, что в 2002 году мы решили определить роль, место и значение палаты в системе общественного государственного устройства республики. Тогда же вышел регламент работы Правительства Коми, где сказано, что все нормативные акты в области экономики, предпринимательства, внешней торговли проходит обязательное согласование в ТПП. В апреле 2003 года подписано соглашение между Правительством республики и палатой.
- Как быстро пополняется ваша членская база?
- Достаточно динамично. На самом деле, не все зависит от количества. Когда мы себя перестраивали два года назад, честно сказали, что из 170 членов палаты некоторых попросту нет. Кто банкрот, кто взносы не платит. Мы занялись сверкой базы, почистили - осталось 40-45 предприятий. Сегодня у нас более 200 членов, но это живые, реально работающие компании. На каждом правлении, президиуме раз в месяц мы рассматриваем по 10-15 заявлений. Сейчас у нас в штате работает 50 человек, открыты представительства в Ухте, Усинске, Печоре и Воркуте. Мы хотим сделать доступными для местных предпринимателей все виды услуг, предоставляемые палатой, причем максимум в течение суток.
- Роль ТПП РФ в обществе сейчас увеличивается или уменьшается?
- Увеличивается. Сегодня мы ощущаем силу и мощь ТПП России, всестороннюю поддержку, единство. Сейчас у нее - хорошая, мощная, поступательная динамика, она действует во имя развития социально ответственного бизнеса, ориентирована на государственные интересы. У нас жесткие требования и к власти, она тоже должна быть ответственной. Но сначала бизнес должен навести порядок у себя. Нужно, чтоб деловое сообщество объединялось, чтоб предприятия защищали общие интересы.
- Это выгодно, в первую очередь, малому бизнесу?
- У нас путают малый и мелкий бизнес. Малый бизнес должен быть производственным, инновационным, это не просто уличная торговля. Он - подпорка для крупного предпринимательства. Эта среда едина, разница лишь в масштабе. Крупные предприятия должны быть заинтересованы в развитии малых и средних. Пока у нас малый бизнес в производстве не сформируется, не сформулируются и его задачи.
- В последнее время много говорят об обострении взаимоотношений предпринимателей с органами правопорядка. Вы это чувствуете?
- У нас всегда были нормальные отношения с силовиками. Они обращаются к нам, например, по поводу экспертиз, мы обращаемся к ним. Более того, был период, когда мы сотрудничали в области декриминализации бизнеса. Со многими структурами есть соглашения.
- Самый масштабный проект палаты - Центр международной торговли? Не слишком амбициозное название?
- Может и так, но он уже сейчас полностью соответствует наименованию, разве что нет гостиницы. Там есть выставочный зал на полтысячи квадратных метров, с подводом к каждому месту Интернета и телефона. Есть конференц-зал на 70 мест, деловой центр, центры экспертизы условий труда, сертификации, агентство экономической безопасности и управления рисками, консалтинговые структуры, оценочный отдел, реклама, информация. Задача простая - чтоб предприниматель получил все необходимое в одном месте. Надеюсь, затраченные усилия оправдают себя. Ведь мы никогда себя не абстрагировали ни от общества, то есть потребителей, ни от бизнеса, ни от государства.
Беседовал Константин БОБРОВ, "Комиинформ"