Новости Республики Коми | Комиинформ

Коми вошла в десятку регионов по динамике доходов

Коми вошла в десятку регионов по динамике доходов
Коми вошла в десятку регионов по динамике доходов
logo
Коми вошла в десятку регионов по динамике доходов
Фото из архива ИА "Комиинформ"

Рейтинговое агентство "Эксперт" проанализировало региональные бюджеты по итогам 2022 года. Специалисты пришли к выводу, что на фоне обострения геополитической ситуации, беспрецедентного санкционного давления, разрыва транспортно-логистических цепочек и хозяйственных связей риски разбалансировки региональных бюджетов резко выросли. Однако экономика регионов устояла под санкциями. Республика Коми в числе лидеров по устойчивости бюджета.

Доходы региональных бюджетов по итогам 2022 года увеличились на 12,1%, в т. ч. налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) – на 13,1%, межбюджетные трансферты – на 6,7%. Расходы также увеличились – прирост составил 16,5%, однако более высокими темпами по сравнению с доходами, что позволило исполнить бюджеты с невысоким уровнем профицита – агрегированный профицит составил 10,3 млрд рублей, или 0,1% от ННД. Совокупный профицит профицитных бюджетов составил 462,6 млрд рублей, дефицит дефицитных бюджетов составил 452,4 млрд рублей. Профицитные бюджеты сложились в 36 регионах. Наибольший профицит сложился в Санкт-Петербурге – 26,0% от всего совокупного профицита, или 119,7 млрд рублей. Республика Коми в этом списке на восьмом месте с профицитом в 13,9 млрд рублей. А из дефицитных регионов почти 15% от общего дефицита, или 66,6 млрд рублей сформировал бюджет Московской области.

Snimok2.JPG

В Министерстве финансов Коми признали, что республика, как и другие субъекты Российской Федерации, ощутила на себе влияние санкций. В целях поддержки отраслей экономики республики глава Коми Владимир Уйба 18 марта 2022 года утвердил План мероприятий по обеспечению развития экономики региона в условиях внешнего санкционного давления. Благодаря принятым мерам удалось сохранить устойчивость бюджетной системы, финансово обеспечить принятые обязательства, в том числе социальные, и, более того, завершить год с профицитом в размере 13,9 млрд рублей при изначально запланированном дефиците в объёме 10,9 млрд рублей.

Положительный задел 2021-го, помощь федерального центра позволили большинству регионов закончить год с положительными результатами по доходам. По этому показателю республика заняла девятое место.

Snimok3.JPG

В Минфине Коми пояснили, что этому способствовал существенный рост налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета. По итогам 2022 года общий объем доходов составил 130,2 млрд рублей, что на 25,1 млрд рублей или на 23,9% превышает уровень 2021 года.

ННД и межбюджетные трансферты региональным бюджетам продемонстрировали рост, при этом ННД росли более опережающими темпами, чем трансферты, – на 13,1 и 6,7% соответственно. В результате доля ННД в доходах выросла на 0,6 п. п. и составила 75,8%. 

Коми оказалась в лидерах как по динамике налоговых и неналоговых доходов, так и по их доле в доходной части бюджета. То есть он прирастал за счет налогов и прочих финансовых поступлений, а не за счет федеральной помощи или кредитов, в большей степени, чем в большинстве других регионов.

Snimok1.JPG

Как прокомментировали в Минфине Коми, налоговые и неналоговые доходы поступили бюджет республики в объеме 107,6 млрд рублей, что на 22,1 млрд рублей (на 25,8%) превышает уровень 2021 года. При этом основными бюджетообразующими доходными источниками для республики являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций, которые в сумме формируют порядка 85–86% от общего объема налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Коми.

Разумеется, положительную роль в формировании доходной части бюджета сыграли 19 млрд рублей, полученные республикой в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Однако их удельный вес не превысил 15% всех доходов бюджета республики, дополнили исследование агентства "Эксперт" в ведомстве.

Завершение 2022 года с профицитом позволило республике сократить объем госдолга на 1,8 млрд рублей. На 1 января 2023 года он составил 32,6 млрд рублей или 30,3 % от налоговых и неналоговых доходов. Кроме того, к концу года удалось оптимизировать структуру госдолга и заместить более дорогие коммерческие заимствования бюджетными кредитами из федерального бюджета. Это в свою очередь позволило снизить расходы на обслуживание госдолга, которые в 2022 году составили 1 млрд рублей при утвержденном объеме в 2,6 млрд рублей.

В результате по итогам года Минфином России республика отнесена к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.

В целом в 2023 году одной из приоритетных задач Правительства Республики Коми останется обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы республики, в том числе путем привлечения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета и реализации долговой политики, направленной на сдерживание роста госдолга и поддержание его оптимальной структуры.

Агентство "Эксперт" придерживается консервативного варианта развития экономики и финансовой устойчивости регионов в 2023 году. Внешние риски сохранятся и будут продолжать оказывать давление. Разбалансировка региональных бюджетов в целом усилится, но будет неоднозначной. Сложнее всего будет ресурсным регионам, а также регионам, где превалирует обрабатывающая промышленность, в т. ч. металлургическая в связи с введенными ограничениями на экспорт. Также из-за отмены института консолидированных групп налогоплательщиков в ряде регионов могут сократиться поступления налога на прибыль. Накопленная ликвидность поможет поддержать сбалансированность бюджетов в условиях высокой вероятности снижения налоговых и неналоговых доходов. Бюджеты регионов по итогам 2023 года будут исполнены с агрегированным дефицитом порядка 0,5 трлн рублей. Долговые обязательства регионов прирастут и превысят 3,0 трлн, что будет связано с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов, а также с необходимостью покрытия дефицита. Долговая нагрузка составит порядка 23%.