В феврале-марте "мгновенная толпа" (так переводится с английского flashmob) пять раз собиралась в Сыктывкаре, а в минувшие выходные модное поветрие добралось до Ухты. Оно собрало около 30 человек, что, по словам самих участников, совсем неплохо для первой в истории города акции. Ухтинские мобберы для первого опыта облюбовали центральную улицу города - проспект Ленина. Вечером возле магазина "Весна" с помощью фонариков они "искали" некую пропажу. Задача - удивить прохожих и привлечь их внимание - удалась. Спешащие после работы люди неоднократно останавливались и интересовались, что ищут молодые люди. Некоторые даже пытались помочь с поисками. Как отметили участники ухтинского флэшмоба, "мы не гонимся за количеством акций, поэтому так долго выжидали, чтобы привлечь к нему больше людей и шокировать прохожих".
Флэшмоб рука об руку идет с современными технологиями - Интернетом, электронной почтой, мобильной связью. С их помощью незадолго до сбора "мгновенной толпы" ее участники оповещаются о месте сбора. Сценарий, по которому развивается действо, разрабатывается заранее. Он должен быть бессмысленным и бесцельным. Так, в сыктывкарские мобберы на центральной улице города читали газеты, растянувшись в ряд, бегали "паровозиком" по лестницам ЦУМа. В столице Коми такие "столпотворения" собирают, по примерным подсчетам, от 10 до 40 человек.
*** Идею флэшмоба приписывают американскому социологу Говарду Рейнгольду. В книге "Умная толпа: следующая социальная революция" он выразил мысль о том, что современные средства связи могут мгновенно собрать толпу людей для любых целей, вплоть до революций. Его работа стала своеобразной инструкцией по применению для мобберов всего мира.