"Мезенская синеклиза - очень перспективный район работ, - говорит Петр Садовников, руководитель геологической службы, заместитель министра природных реcурсов РФ. - Но это дорогостоящие работы. А федеральный бюджет не может закрыть все".
Мезенская синеклиза, или впадина - уникальный геологический объект, находящийся на границе Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Коми. Вероятно, это единственное на Европейском Севере место, которое может стать новой нефтеносной провинцией. Подтачивает оптимизм только одно - средств в разведку надо вложить немало.
На данный момент перспективных регионов в России два - Восточная Сибирь и Северо-Запад, в том числе и шельф арктических морей. Имеющаяся ресурсная база Тимано-Печорской провинции и сопредельного арктического шельфа Печорского и Баренцева морей позволяет решать одну из основных задач, определенных Энергетической стратегией России до 2020 года, - существенное увеличение добычи нефти.
При интенсивном варианте реализация программы развития нефтегазового комплекса Северо-Запада России потребует инвестиций в объеме 65 млрд долл, при этом только в геологоразведочные работы надо будет вложить 5 млрд. долларов. Однако при выходе добычи нефти на уровень 55-57 млн. тонн в бюджеты всех уровней только налогов может поступить свыше 40 миллиардов долларов без учета доходов от строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов.
"Сегодня в европейской части России складывается сложная обстановка - новых месторождений нет, открываются мелкие месторождения по миллиону тонн запаса, - говорит бывший министр геологии РФ Лев Ровнин. - Это не те месторождения, которые составят базу нефтяного комплекса, поэтому из всех европейских регионов самым перспективным оказывается шельф северных морей. По нашим оценкам, здесь несколько десятков миллиардов тонн нефти и десятки триллионов кубометров газа".
Вместе с тем без привлечения средств компаний-недропользователей вести геологоразведочные работы будет непросто. Сделать это можно, по мнению П.Садовникова, внедрением экономических рычагов, в том числе при помощи программы лицензирования. То есть гарантировать недропользователям выдачу лицензий на добычу - при условии, что месторождение найдено за счет средств компании.