В Сыктывкаре с аншлагом прошла премьера балета Туомаса Кантелинена "Русалочка".
"Комиинформ" выяснил, почему композитор мечтал о хеппи-энде, хореограф и постановщик Андрей Меркурьев - о трагедии, а получился третий вариант.
Спектакль начинается с увертюры, которая погружает зрителя в морскую пучину и отсылает к голливудским фильмам. Видеодекорации насыщены подводными пейзажами и даже показывают затонувший корабль. Хочется вздохнуть, но кругом вода в течение 5 минут. В самом начале звучит похоронный хорал.
Морские рыбки будят колдунью, которая просыпается злой и голодной. Ее забыли пригласить на день рождения дочери царя - Русалочки. Она осыпает его проклятьями и грозит местью. Царь дарит юной царевне морскую звезду, которая должна охранять ее.
Повод для мести девушка преподносит колдунье сама - она слышит от сестер про мир людей, а когда видит его, влюбляется в мужчину и мечтает остаться там. Без помощи ведьмы ей не обойтись. Злодейка дарит Русалочке ноги, сама перевоплощается в прекрасную женщину и забирает сердце принца себе.
Русалочка выбирает погибель и бросается в море. Туда же из рук колдуньи отправляется волшебная звезда, которая раскрывает свою силу в самый неожиданный момент. В финале балета на камнях сидит девушка и сушит волосы - но она совершенно не похожа на Русалочку.
Что все это значит, "Комиинформ" спросил у авторов спектакля. По итогу вопросов оказалось больше, чем ответов.
В середине балета морской омут озарило северное сияние. Зрители не увидели в балете сложных поддержек и сольных номеров, после которых ломит суставы. Зато колдунья в какой-то момент превратилась в персонажа из японских фильмов ужасов, опустилась на руки и паучьей походкой направилась к Русалочке. К слову, перевоплощений в балете было очень много, и поставлены они были с мастерством фокусника.
Музыкальный эксперт Михаил Герцман сначала удивлялся, почему на "детский" спектакль пришло так много зрителей, потом все встало на свои места. По его словам, театры стараются вообще не ставить "Русалочку".
А.Меркурьев признался, что музыки для классического балета было не так много, поэтому в спектакле действительно не стоит искать фуэте, но есть танцевальные и даже вокальные номера. В финской версии танцев было еще больше, но постановщик убрал 14 номеров вообще.
В балете, который шел в Хельсинки, не было видеодекораций, которые сопровождали, к примеру, увертюру в Сыктывкаре.
"Я бы их тоже не делал, - сказал хореограф. - Потому что балет не кино. Но это веяние времени, вкус, который витает в городе. Я считаю его неправильным". (В 2021 году в Коми вышли крупные постановки с мультимедиа - "Легенды севера" и "Ягморт" - ред).
А.Меркурьев до сих пор не верит в премьеру "Русалочки". В какой-то момент он решил, что это его последний балет - столько было проделано работы, столько всего пришлось преодолеть, потратить нервы, наложился ковид и осложнилась обстановка во всем мире.
Дирижер Александр Дмитриев (Франция) заверил, что в Сыктывкаре работает замечательный хореограф и все у него получилось. Просто музыка Кантелинена такая необычная.
"Она очень яркая. Она очень мелодичная. В стиле неоклассицизма. Такое сейчас редко пишут современные композиторы. Туомас написал музыку к более чем 100 фильмам, и у него есть такая черта - очень ярко отображать того или иного персонажа, характер, сюжет. И потом она свежая. Ты чувствуешь вдох. А вы не представляете, как нравится играть это музыкантам", - поделился дирижер.
Сам Т.Кантелинен после премьеры, естественно, не узнал балет и рассказал, что зрелище было для него сюрпризом. Но он открыт ко всему новому и полностью это поддерживает. Композитор выступил за свободу хореографии и сценографии. Он с большим уважением относится к работе, которую проделали артисты, коллеги.
Отвечая на вопрос, чем же закончился в итоге балет, Туомас заявил, что это секрет, который раскроется только в "Русалочке-2". Но по музыке он трагичен.
Такого же мнения, несмотря на то, что финал остался открытым, придерживается сам А.Меркурьев, для которого Русалочка, будучи человеком, исчезла в пучине морской, и больше ее никто не видел.
Кантелинен хотел другой финал - чтобы Русалочка осталась с принцем.
Но флюиды, которые посылала в зрительный зал злая колдунья, покорили всех. Ведьму сыграл ведущий солист балетной труппы, заслуженный артист Коми Роман Миронов. Его персонажа отметил сам Кантелинен: "Ох какой! По-настоящему большой артист".
Второе лицо злодейки - перевоплощенная невеста принца, балерина Анна Ткаченко еще более украсила эту роль. Ведущая солистка не только сыграла убедительно настоящую сердцеедку, но и показала настоящий балет.
Такое зло не может проиграть.
Оценить мастерство Р.Миронова зрители смогут и в предстоящие показы 17 и 18 сентября. А вот Русалочку исполняют три разные балерины. Анастасия Лебедик, которая быстрее всех вошла в образ и была готова к роли, собрала овации в первый день премьеры. Во второй день показа роль морской царевны исполнит Валерия Загайнова - выпускница гимназии искусств им.Спиридонова, которая всего месяц работает в театре и уже попала на афишу балета. Закрывать эти праздничные дни будет прима-балерина Государственного театра оперы и балета Коми Наталья Супрун, утонченность которой так ждет публика в такой нежной роли.