В Службу РК стройжилтехнадзора поступили обращения от жителей нескольких многоквартирных домов г. Сыктывкар с жалобами на двойное предъявление платы за обслуживание домофона. Суммы были выставлены в платежных документах управляющих компаний и в счетах, полученных напрямую от ООО "Центр Домофон", которая ранее оказывала услуги по техобслуживанию домофона.
Кроме того, от ООО "Центр Домофон" поступила жалоба на действия управляющих организаций, которые проигнорировали прямые договоры, заключенные рядом собственников, и продолжали включать в свои квитанции плату за обслуживание домофонов.
В одной из управляющих организаций пояснили, что такие действия компании ООО "Центр Домофон" связано с тем что после завершения срока действия договора обслуживания домофона УК приняла решение заключить договор с иной обслуживающей организацией.
Изучив все обстоятельства, Служба сделала вывод, что управляющие организации в рассмотренных ситуациях действовали в соответствии с законодательством, договорами управления и решениями, принятыми собственниками на общих собраниях.
Как пояснила и.о. руководителя Службы Ольга Микушева, домофоны являются составной частью общего имущества МКД. Ответственность за содержание общего имущества лежит именно на управляющих организациях и ТСЖ. Таким образом, именно управлявшие организации и ТСЖ обязаны заключить договор на обслуживание домофонов. Заключение прямых договоров на обслуживание общего имущества, в том числе домофона, между собственниками и иными компаниями является незаконным.
Служба вынесла решение о признании действий управляющих компаний правомерными – в рассмотренных случаях УК вправе самостоятельно определять подрядчиков по обслуживанию домофонов и предъявлять собственникам плату за данную услугу. Заключение прямых договоров с собственниками со стороны ООО "Центр Домофон" признано не соответствующим жилищному законодательству. Собственникам следует оплачивать услуги по обслуживанию домофонов по квитанциям управляющих организаций.