Проблемы, связанные с использованием лесов, расположенных на землях лесного фонда, обсудили 27 июня на рабочем совещании в Комитете Госсовета Коми по природным ресурсам, природопользованию и экологии, сообщает пресс-служба парламента Коми.
При рубке под линии электропередач, дороги, газо- и нефтепроводы образуется древесина, которую лесопользователь по договору с территориальным управлением Росимущества использует по своему усмотрению, либо направляет информацию о древесине в Минприроды Коми. Там определяют ее стоимость и передают сведения в Росимущество, которое организует торги и перечисляет средства от реализации древесины в доход федерального бюджета.
Как показывает практика, к первому способу арендаторы прибегают редко, поскольку не испытывают потребности в древесине. В Коми за 2020 год было заключено всего 10 таких договоров, за 2021 – 9, за первое полугодие 2022 – 3.
Через торги также удается реализовать далеко не всю древесину. Это связано с отдаленностью лесных участков, больших затратах при транспортировке, длительностью процедуры продажи, что сказывается на потребительских качествах древесины. Она остается лежать на участках, гниет, захламляет лес, создает угрозу пожарной безопасности. Объем такой нереализованной древесины составляет 400 тысяч кубометров. За три года от общего объема древесины, переданного от Минприроды Коми на реализацию, удалось продать чуть больше трети – 36%. На сайте "висит" 860 лотов по продаже, но заявок на них не много.
По мнению участников совещания, исправить ситуацию могло бы внесение изменений в Лесной кодекс РФ, которые закрепят ответственность за древесину, полученную при использовании лесов, за тем, кто арендует лесной участок.
Депутаты Госсовета Коми полностью поддерживают такую позицию.
"Период бесконтрольности нужно заканчивать. У России много бед только из-за того, что не определен хозяин. Принятие поправок в Лесной кодекс РФ поможет наведению порядка и нужно ускорить этот процесс", - так прокомментировал ситуацию председатель Госсовета Коми Сергей Усачев.
Свою позицию высказала и вице-спикер Госсовета Коми Валентина Жиделева.
"Ответственность за вырубленную древесину должна лежать на лесопользователе. Это не наше ноу-хау, это опыт мирового сообщества, - подчеркнула она. - Я была во всех скандинавских странах и не знаю другой практики. Наконец-то мы придем к тому, как должно быть. Это то обременение, которое должно лежать на арендаторе, а сейчас оно лежит на государстве".
"Коми – лесной регион, и для нас этот вопрос очень важен, - отметила председатель Постоянной комиссии Госсовета Коми по вопросам ЖКХ Татьяна Саладина. – Скопившаяся в лесах древесина – прямая угроза пожарной безопасности. А есть случаи, когда нерадивые лесопользователи на отдаленных участках просто закапывают неиспользованный лес в землю". Депутат предложила рассмотреть опыт Карелии и Мурманска, где в договор аренды уже вписывают ответственность лесопользователя.
Председатель комитета Александр Попов, напомнил, что вопрос давно стоит на повестке дня и уже не раз обсуждался в Госсовете Коми. Так, еще в 2015 году по инициативе Республики Коми 22 субъекта РФ направили общее обращение в федеральное Министерство природных ресурсов и экологии о необходимости совершенствования лесного законодательства в этой части в целях рационального использования вырубаемой древесины для государственных и муниципальных нужд.
Ведомство подготовило проект федерального закона о внесении изменений в Лесной кодекс РФ, который прошел публичное обсуждение, но пока не внесен в Госдуму.
"Существующая система малоэффективна или не работает вовсе. Нужно сосредоточить наши усилия, подключить к решению вопроса депутатов и сенаторов от Коми и других лесных регионов, - подвел итог совещания Александр Попов. По поводу 400 тысяч кубометров, которые "мертвым грузом" лежат на территориях лесного фонда, председатель Комитета предложил Минприроды Республики Коми дополнительно поработать этот вопрос с федеральными коллегами, чтобы бесплатно передать эту древесину людям.