Периодически в открытых источниках появляются сообщения о неправомерных переводах пенсионных накоплений граждан, восстановлением прав которых занимается прокуратура. Мы предлагаем читателям разъяснения по этой проблеме и по другим актуальным вопросам пенсионной отрасли.
Как работал пенсионный рынок в период активного перевода накопительной пенсии в негосударственные пенсионные фонды? Что стало причиной масштабных переходных кампаний? Что мотивировало людей менять страховщиков?
Пенсионные накопления (или накопительная пенсия) с 2002 года формируются у граждан, родившихся после 1 января 1967 года. До 2014 года накопительная пенсия росла за счёт обязательных страховых взносов, которые платил работодатель, плюс дохода от их инвестирования. С 2014 года все взносы работодателя идут только на страховую пенсию работника, а накопительная пенсия прирастает только за счёт инвестиционного дохода. Выбор за гражданами: формировать им накопительную пенсию в ПФР или НПФ.
Наибольшую активность по заключению договоров обязательного пенсионного страхования (ОПС) накопительные фонды проявляли в 2015-2018 годах. Тогда они широко использовали услуги физических и юридических агентов, которые иногда обманом переводили клиентов между фондами, используя разные методы - от введения в заблуждение до подделки подписей на договоре. Граждане могли даже не знать, что их средства куда-то переведены. Вознаграждение агентов от НПФ зависело от количества договоров – к сожалению, это стимулировало мошенников. В результате пострадали и граждане, средства которых переводились от одного страховщика к другому, и НПФы, которые усердно платили агентам вознаграждение, а получили заметный процент недовольных, нелояльных клиентов.
По факту выявленных проблем меры приняли регулирующие госорганы – Центральный Банк РФ, Минтруд РФ, депутатский корпус и сами НПФ. Было введено дополнительное регулирование порядка заключения договоров ОПС, чтобы обеспечить защиту граждан и их пенсионных накоплений от мошеннических действий. Отмечена высокая эффективность этой работы в Сыктывкаре и Республике Коми в целом. Сегодня мошенники на этом рынке отсутствуют, неправомерные переводы устранены, хотя отзвуки той недобросовестности до сих пор обнаруживаются.
Какие конкретно были приняты решения, обеспечившие в итоге защиту прав граждан?
За прошедшие три года с целью устранения проблемы неправомерных переводов были введены нормативные требования и установлен ряд ограничений. С начала 2019 года НПФ обязан информировать клиента о самом порядке перехода, о возможных потерях инвестиционного дохода при досрочных переходах и сумме таких потерь. В 2020 году введён запрет на услуги агентов при заключении договоров ОПС. Сегодня такое заявление можно подать только лично в ПФР или электронно через портал Госуслуг. В 2021 году Банком России утвержден Базовый стандарт финансовых услуг и объём информации для застрахованного лица при заключении договора об обязательном пенсионном страховании.
Правовая регламентация на пенсионном рынке привела к резкому снижению количества переводов пенсионных накоплений от одного страховщика к другому и отсутствию жалоб на неправомерные переводы. К примеру, в 2019 году в ПФР поступило 345 тысяч заявлений о переводе средств, в 2020 – 129,8 тысяч, а в 2021 – около 133 тысяч. А ведь еще в 2018 году таких заявлений было подано около 2 миллионов. Снижение интенсивности переходных кампаний – позитивный результат, сейчас люди совершают переход, тщательно взвесив все условия и оценив возможные потери.
Что делать, если гражданин узнал, что у него сменился страховщик?
Не паниковать, накопления никуда не пропали. Прежде всего, уточнить: каким образом его страховщиком стал конкретный НПФ. И учесть тот факт, что хоть количество НПФ за 5 лет сократилось вдвое, фонды при этом не закрывались – они присоединялись к НПФ с развитыми клиентскими сервисами и устойчивыми инвестиционными стратегиями, а значит, НПФ, с которым гражданин заключал договор ОПС, возможно, просто был реорганизован. Официальная информация о реорганизации фондов – на сайте Банка России.
Далее необходимо выяснить: когда был совершён перевод накоплений, как работал НПФ и какой доход начислил. Важно понимать, что НПФ борются за своих клиентов, стараются обеспечить им максимально выгодные условия. На сегодняшний день, благодаря усилиям Банка России и самих фондов, рынок НПФ сделал большой шаг в надежности и устойчивости, он предлагает разные варианты пенсионных программ, в самом благоприятном режиме формирующих личный пенсионный капитал, используя ещё и налоговые льготы.
Вопросы редакции к генеральному директору НПФ "БУДУЩЕЕ" Светлане Касиной
Какая работа сейчас ведется фондом, чтобы нивелировать последствия действий агентов?
Мы не работаем с агентами с конца 2018 года, это принципиальная позиция управленческой команды, которая сменила прежний менеджмент фонда. Поэтому вы не увидите "свежих" историй о неправомерном переводе – всё, что попадает в суд и прокуратуру сейчас, это последствия событий 2016-2018 годов. Фонд строит взаимоотношения с клиентами на добросовестной основе, предоставляя качественные услуги и эффективное управление активами. Все самые востребованные услуги доступны для клиентов онлайн: обновление личных данных, обращение за назначением накопительной пенсии. На сайте фонда реализована возможность обратиться в службу финансового омбудсмена для решения спорных вопросов.
Мы рекомендуем не только своим клиентам, а всем раз в год проверять состояние пенсионного счёта и свой НПФ через портал Госуслуг в разделе "Извещение о состоянии лицевого счёта". Это позволит при выявлении ошибки или возникновении вопросов сразу обратиться в НПФ и оперативно решить проблему.
Информация предоставлена НПФ "БУДУЩЕЕ"