Новости Республики Коми | Комиинформ

Жителям Коми разъяснили, как можно сохранить пенсионные накопления

Жителям Коми разъяснили, как можно сохранить пенсионные накопления
Жителям Коми разъяснили, как можно сохранить пенсионные накопления
logo
Жителям Коми разъяснили, как можно сохранить пенсионные накопления
Фото из архива ИА "Комиинформ"

Периодически в открытых источниках появляются сообщения о неправомерных переводах пенсионных накоплений граждан, восстановлением прав которых занимается прокуратура. Мы предлагаем читателям разъяснения по этой проблеме и по другим актуальным вопросам пенсионной отрасли.

Как работал пенсионный рынок в период активного перевода накопительной пенсии в негосударственные пенсионные фонды? Что стало причиной масштабных переходных кампаний? Что мотивировало людей менять страховщиков?

Пенсионные накопления (или накопительная пенсия) с 2002 года формируются у граждан, родившихся после 1 января 1967 года. До 2014 года накопительная пенсия росла за счёт обязательных страховых взносов, которые платил работодатель, плюс дохода от их инвестирования. С 2014 года все взносы работодателя идут только на страховую пенсию работника, а накопительная пенсия прирастает только за счёт инвестиционного дохода. Выбор за гражданами: формировать им накопительную пенсию в ПФР или НПФ.

Наибольшую активность по заключению договоров обязательного пенсионного страхования (ОПС) накопительные фонды проявляли в 2015-2018 годах. Тогда они широко использовали услуги физических и юридических агентов, которые иногда обманом переводили клиентов между фондами, используя разные методы - от введения в заблуждение до подделки подписей на договоре. Граждане могли даже не знать, что их средства куда-то переведены. Вознаграждение агентов от НПФ зависело от количества договоров – к сожалению, это стимулировало мошенников. В результате пострадали и граждане, средства которых переводились от одного страховщика к другому, и НПФы, которые усердно платили агентам вознаграждение, а получили заметный процент недовольных, нелояльных клиентов.

По факту выявленных проблем меры приняли регулирующие госорганы – Центральный Банк РФ, Минтруд РФ, депутатский корпус и сами НПФ. Было введено дополнительное регулирование порядка заключения договоров ОПС, чтобы обеспечить защиту граждан и их пенсионных накоплений от мошеннических действий. Отмечена высокая эффективность этой работы в Сыктывкаре и Республике Коми в целом. Сегодня мошенники на этом рынке отсутствуют, неправомерные переводы устранены, хотя отзвуки той недобросовестности до сих пор обнаруживаются.

Какие конкретно были приняты решения, обеспечившие в итоге защиту прав граждан?

За прошедшие три года с целью устранения проблемы неправомерных переводов были введены нормативные требования и установлен ряд ограничений. С начала 2019 года НПФ обязан информировать клиента о самом порядке перехода, о возможных потерях инвестиционного дохода при досрочных переходах и сумме таких потерь. В 2020 году введён запрет на услуги агентов при заключении договоров ОПС. Сегодня такое заявление можно подать только лично в ПФР или электронно через портал Госуслуг. В 2021 году Банком России утвержден Базовый стандарт финансовых услуг и объём информации для застрахованного лица при заключении договора об обязательном пенсионном страховании.

Правовая регламентация на пенсионном рынке привела к резкому снижению количества переводов пенсионных накоплений от одного страховщика к другому и отсутствию жалоб на неправомерные переводы. К примеру, в 2019 году в ПФР поступило 345 тысяч заявлений о переводе средств, в 2020 –  129,8 тысяч, а в 2021 – около 133 тысяч. А ведь еще в 2018 году таких заявлений было подано около 2 миллионов. Снижение интенсивности переходных кампаний – позитивный результат, сейчас люди совершают переход, тщательно взвесив все условия и оценив возможные потери.

Что делать, если гражданин узнал, что у него сменился страховщик?

Не паниковать, накопления никуда не пропали. Прежде всего, уточнить: каким образом его страховщиком стал конкретный НПФ. И учесть тот факт, что хоть количество НПФ за 5 лет сократилось вдвое, фонды при этом не закрывались – они присоединялись к НПФ с развитыми клиентскими сервисами и устойчивыми инвестиционными стратегиями, а значит, НПФ, с которым гражданин заключал договор ОПС, возможно, просто был реорганизован. Официальная информация о реорганизации фондов – на сайте Банка России.

Далее необходимо выяснить: когда был совершён перевод накоплений, как работал НПФ и какой доход начислил. Важно понимать, что НПФ борются за своих клиентов, стараются обеспечить им максимально выгодные условия. На сегодняшний день, благодаря усилиям Банка России и самих фондов, рынок НПФ сделал большой шаг в надежности и устойчивости, он предлагает разные варианты пенсионных программ, в самом благоприятном режиме формирующих личный пенсионный капитал, используя ещё и налоговые льготы.

Вопросы редакции к генеральному директору НПФ "БУДУЩЕЕ" Светлане Касиной

Какая работа сейчас ведется фондом, чтобы нивелировать последствия действий агентов?

Мы не работаем с агентами с конца 2018 года, это принципиальная позиция управленческой команды, которая сменила прежний менеджмент фонда. Поэтому вы не увидите "свежих" историй о неправомерном переводе – всё, что попадает в суд и прокуратуру сейчас, это последствия событий 2016-2018 годов. Фонд строит взаимоотношения с клиентами на добросовестной основе, предоставляя качественные услуги и эффективное управление активами. Все самые востребованные услуги доступны для клиентов онлайн: обновление личных данных, обращение за назначением накопительной пенсии. На сайте фонда реализована возможность обратиться в службу финансового омбудсмена для решения спорных вопросов.

Мы рекомендуем не только своим клиентам, а всем раз в год проверять состояние пенсионного счёта и свой НПФ через портал Госуслуг в разделе "Извещение о состоянии лицевого счёта". Это позволит при выявлении ошибки или возникновении вопросов сразу обратиться в НПФ и оперативно решить проблему.

Информация предоставлена НПФ "БУДУЩЕЕ"