На традиционной межрегиональной пресс-конференции по итогам отопительного сезона генеральный директор АО "Коми энергосбытовая компания" Елена Борисова рассказала о переходе на онлайн-общение с потребителями, мероприятиях по повышению энергосбережения и долгах за ресурсы.
Как отметил генеральный директор ПАО "Т Плюс" Андрей Вагнер, проблема с должниками остается актуальной, в числе основных – водоканалы и пустующее жилье в северных городах.
"В Воркуте есть дома, где из нескольких десятков квартир заселены всего две, а отапливать приходится весь дом. Съехавшие жильцы не озаботились тем, чтобы отключить коммунальные ресурсы и не платят за них. Другая проблема – неплатежи водоканалов. Тот же воркутинский водоканал существует за счет процедуры банкротства. Мы ищем разные пути и методы и в минувшем году реализовали несколько механизмов закрытия долгов", - отметил Андрей Вагнер.
Основная масса брошенного жилья находится в воркутинских поселках: Воргашор, Северный, Комсомольский, Заполярный. В них свыше 13 тысяч квартир, которые практически непригодны для проживания.
На 1 апреля 2022 года задолженность всех ресурсоснабжающих компаний Коми составляет 424,9 млн рублей. Чтобы исправить ситуацию компания разработала ряд предложений к нормативно правовой базе и передала на рассмотрение в правительство Республики Коми. В числе предложений – введение обязанности внесения платы за коммунальные услуги пустующего муниципального жилья напрямую ресурсоснабжающей организации. Эта мера ликвидирует проблему задержки денег у недобросовестных УК. В свою очередь муниципалитет будет рассчитываться с ресурсниками.
Задолженность всех ресурсоснабжающих организаций Коми составляет 1 млрд 626,1 млн рублей. Наибольшая сумма приходится на Воркутинский водоканал, который с 2016 года находится в банкротстве, но тем не менее является действующим предприятием, на балансе которого находится 336 км водопроводных сетей, проложенных в условиях вечной мерзлоты.
Предприятию требуется капитальная реконструкция, модернизация оборудования, оптимизация процессов работы. В этой ситуации не обойтись без содействия правительства Республики Коми.
"Коми энергосбытовая компания" продолжает развивать дистанционные сервисы. В текущем году запущен проект по онлайн консультациям посредством записи через личный кабинет на сайте. Человек может связаться с сотрудником с помощью платформы Zoom. Все разговоры будут проходить в режиме реального времени. Клиент сможет передать копии документов в чате, а также получить ответы на интересующие вопросы.
Онлайн-сервисы получили активное развитие в период пандемии, но и теперь не теряют свою актуальность.
Клиенты АО "Коми энергосбытовая компания" могут воспользоваться дистанционными способами оплаты счетов за коммунальные услуги несколькими способами: через сайт в разделе "Оплатить онлайн" без регистрации, в "Личном кабинете" и в мобильном приложении "Мой сбыт". За год количество клиентов-физических лиц Коми энергосбытовой компании, пользующихся мобильным приложением "Мой сбыт", выросло в два раза и составляет свыше 82 тысяч. Доступ к цифровому сервису компании могут получить все желающие. Достаточно скачать его в Google Play, Арр Store и пройти простую процедуру регистрации на сайте.
Также продолжается работа по установке в отдаленных районах республики "Умных офисов". В инвестпрограмме на 2023 год предусмотрено увеличение количества таких устройств. "Умный офис" представляет собой терминал с монитором, посредством которого можно дистанционно связаться с сотрудником компании и решить самые разнообразные вопросы. С его помощью можно отсканировать документы, отправить их в компанию, получить консультацию, оплатить счета и передать показания. Аналогов такого проекта в России нету. Единственная загвоздка для расширения сети "Умных офисов" – отсутствие интернета в отдаленных населенных пунктах. В таких районах, где существуют трудности с Интернет-соединением, реализуется проект по Wi-Fi зонам в ФАПах (Фельдшерско-акушерских пунктах). При ФАПах устанавливается Wi-Fi модемы, которые раздают интернет.
"Кино с такого не посмотришь, так как есть ограничения, но зайти в личный кабинет, произвести оплату, передать показания счетчиков можно", - отметила Елена Борисова.
Еще в Коми продолжается работа по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах. На сегодня проект практически завершен, осталось установить всего 16 приборов учета. К сожалению, не везде есть техническая возможность для установки общедомовых приборов учета – как правило это двухэтажные деревянные дома, где сети находятся в изношенном состоянии. От общей площади жилищного фонда это порядка 27%.
Еще одно новшество, значительно упрощающее жизнь ресурсникам – модемы для приборов учета. Сегодня на всех общедомовых приборах учета установлены модули, которые дистанционно передают показания, так же они показывают утечки и технические неполадки. Систему освоили многие УК и ТСЖ.
На пресс-конференции коснулись и вопроса оплаты отопления. Сегодня существует два способа оплаты теплоэнергии: по факту и по 1/12.
Система оплаты за тепло 1/12 понятна и привычна для многих. Жители домов, оснащенных общедомовыми приборами учета, платят за тепло в течение всего года равными долями. При этом оплата начисляется по среднему показателю, взятому из объема потребления за прошлый отопительный сезон. Для урегулирования прошлогодних показателей с реальным объемом потребления проводится корректировка. Если зима была теплая, то она может уйти в минус, а если холодная, то потребителям приходится доплачивать. Это провоцирует шквал негатива, так как в некоторых случаях корректировки доходят и до 20-30 тысяч рублей.