Новости Республики Коми | Комиинформ

"Проводник по Коми": Усть-Цильма – "русский остров"

"Проводник по Коми": Усть-Цильма – "русский остров"
"Проводник по Коми": Усть-Цильма – "русский остров"
logo
"Проводник по Коми": Усть-Цильма – "русский остров"
Фото из архива ИА "Комиинформ"

"Комиинформ" продолжает наполнять интерактивную туристическую карту республики в рамках проекта "Проводник по Коми".

Интерактивная карта - это онлайн-площадка, которая поможет гостям республики найти для себя места отдыха и познакомиться с природным и культурным наследием Коми края. Карта поможет туристам упростить путешествие по республике и сделать отдых комфортным.

Интерактивная карта расположена на сайте ИА "Комиинформ", кликнув на которую посетитель может увеличить ее до конкретного района или города с полной раскладкой тур-маршрута.

Сегодня на интерактивной карте "Проводник по Коми" появился еще один туристический объект — "русский остров" Усть-Цильма. 

Как добраться: из Сыктывкара самолетом Л-410 по маршруту Сыктывкар – Усть-Цильма. На автобусе Сыктывкар – Ухта – Ираель – Ижма – Усть-Цильма, а также по межмуниципальному маршруту Ираель – Усть-Цильма.

Об объекте: Печора, говóря, старинные платки, деревянные мостки, Петровщина и горка – это Усть-Цильма. "Русский остров" в национальной республике, старинное село привлекает внимание туристов со всего мира, а этнографы стремятся попасть сюда, чтобы своими глазами увидеть истоки бесценной культуры, почти в первозданном виде дошедшей до нас с сер. XVI в. Усть-Цилемский край сегодня по праву можно назвать островком древнерусской культуры, где сохранились и бытуют традиционные обряды, устои быта, богатые песенные традиции.

DSC_0028_800x531.jpg

Живут здесь потомки новгородцев, не признавших церковную реформу Никона. Однако зарождение и основание Усть-Цильмы связано с именем новгородца Ивашки Дмитриева Ластки, которому в 1542 г. была пожалована царская грамота на пользование землями по реке Печоре. Ластка стоял во главе нескольких новгородских семей, вскоре к ним присоединились мезенцы и пинежане, для которых бассейн Цильмы издавна служил местом промысла. Основным занятием слобожан были рыбный и охотничий промыслы. В дни празднования 450-летия Усть-Цильмы, на высоком месте села был торжественно открыт памятник основателю поселения.

2-02.jpg

Приток населения Печорского края стал увеличиваться на рубеже XVII–XVIII вв., и связан он был с расколом церкви, когда приверженцы старой веры стали искать уединения от жестоких преследований государства и церкви в суровом северном крае. Усть-Цильма становилась центром печорского старообрядчества на северо-востоке европейской части России: сюда бежали из Москвы, Новгорода, Поморья.

8-1.jpg

Чтобы сохранить свою религию, жители Усть-Цильмы обосабливались от близживущих народов: коми-ижемцев и ненцев. В результате сложного этнического процесса сформировалась своеобразная этническая группа – "устьцилёма", обладающая особым неповторимым говором и специфическими чертами культуры и быта.

Дом ученого А.В. Журавского

Форпостом науки на Севере стали созданная Андреем Владимировичем Журавским в с. Усть-Цильма в 1905 г. зоологическая станция, в 1906 г. – естественно-историческая станция, в 1911 г. – Печорская сельскохозяйственная опытная станция.

14-1.jpg

Это было первое научное учреждение в России в арктических условиях. Перенесен в Усть-Цильму – тем самым сохранен – и реставрирован дом А.В. Журавского. В нем открыт историко-мемориальный музей А.В. Журавского. Ученый с непростой судьбой доказал, что в Приполярье можно добиваться высоких урожаев и развивать животноводчество и земледелие.

11-1.jpg

В селах на реке Усе были организованы маслозаводы, откуда отправляли масло в Архангельск. Удалось вывести устойчивый к болезням местный сорт лука. Его урожаи были настолько велики, что много пудов лука вывозили на продажу. Журавский не дожил до 32 лет, но его вклад в освоение Севера был огромным.

24.jpg

Историко-мемориальный музей А.В. Журавского был создан в 1964 г. по инициативе ученого-археографа В.И. Малышева и писателя Ю. Арбата. Музей имеет три филиала: Пижемский историко-этнографический музей в с. Замежное, Дом защитника Отечества, Героя Советского Союза М.А. Бабикова в с. Усть-Цильма и Дом народных художественных промыслов в с. Усть-Цильма.

31.jpg

Фонды музея А.В. Журавского составляют более 30 тыс. экспонатов, из них более 15 тыс. подлинников. Это коллекции документов, фотографий, живописи, изделий прикладного искусства, предметов археологии, нумизматики, этнографии, уникальных древнеправославных, рукописных и старопечатных книг, икон, доказывающих высочайший уровень русской культуры старообрядцев поморского толка.

33.jpg

Экспозиции музея рассказывают об основании в 1542 г. старинного русского села Усть-Цильма, об истории Печорского края в кон. XIX – нач. XX в., о материальной и духовной культуре Печорского края, об устьцилёмах – участниках Великой Отечественной войны, о природе Усть-Цилемского района.

36.jpg

Раздел экспозиции, посвященный жизни и деятельности ученого Андрея Владимировича Журавского – основателя первого научного учреждения на Севере – Печорской естественно-исторической станции Императорской Академии наук (1906) и Печорской сельскохозяйственной опытной станции (1911), включает темы: "А.В. Журавский. Жизнь. Труды. Наследие", "Кабинет ученого", "Гостиная А.В. Журавского".

45.jpg

При музее работают музейные объединения по образовательным программам (с. Усть-Цильма, ул. Нагорная, 101, +7 (8241) 9 17 66, E-mail: [email protected]).

Памятный знак "Тракт на Архангельск"

Памятный знак был изготовлен скульптором Игорем Пылаевым в 1985 г. в память о тракте Архангельск – Усть-Цильма, строительство которого закончилось в кон. XIX в. На знаке имеется текст: "Здесь начинался тракт "Усть-Цильма – Койнас – Архангельск". Этот тракт был единственной дорогой в большой мир, по нему шли обозы с продуктами и товарами первой необходимости. По ней же на Север гнали ссыльных, многие из которых не выживали и находили последний приют на обочинах вдоль тракта. Сейчас о "дороге жизни и смерти" напоминает лишь этот знак: сама она полностью заросла.

Усть-Цилемская горка

Говорят, что в год, когда не пройдет Горка, настанет конец света. А поскольку проведению знаменитой Усть-Цилемской горки не может помешать ни непогода, ни пандемия, ни запреты и препоны, до конца света еще долго. Например, когда в 2012 г. на фоне трагедии с паромом "Булгария" хотели запретить и Горку, устьцилёмы искренне возмутились: "Как это мы без горки?" В Горке – само дыхание жизни, мощный энергетический заряд на весь год, и регламенту она не подчиняется. Уроженцы Усть-Цильмы, приезжающие на родину 12 июля, когда она проходит, говорят, что они живут "от горки до горки".

DSC_0309.jpg

"Усть-Цилемская горка" – это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина Русского Севера. В 2004 г. "Усть-Цилемская горка" удостоена статуса Республиканского праздника, а в 2016 г. – статуса Межрегионального праздника.

Корни этого праздника лежат в архаичном представлении и языческом поклонении людей солнцу – Яриле-божеству. Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами.

До нач. ХХ в. это были смотрины, ярмарка невест, на Горке происходило одобрение пар, и связана она была, прежде всего, с продолжением рода. Сегодня Горка – место, где встречаются устьцилёмы, уехавшие из района, с теми, кто остался в селе. Количество участников обряда посчитать невозможно: кто-то уходит, кто-то вливается в хороводную реку. Места в гостиницах Усть-Цильмы бронируются задолго до лета: посмотреть на старинный обряд мечтают туристы со всего света.

DSC_0276.jpg

Выходу "горочников" в хоровод предшествует важный и торжественный момент – "снаряжение", надевание наряда. Традиционный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры устьцилём, которое передается из поколения в поколение.

Сегодня "Горку" водят дважды в год: в Иванов день – 7 июля и Петров день – 12 июля в вечернее время. "Горочный" фольклор составляют 17 песенных сюжетов, подавляющее большинство которых принадлежит к классическому русскому хороводному репертуару.

Старообрядческий храм

В Усть-Цильме живут исключительно староверы-беспоповцы. Общинная жизнь с момента основания села в 1542 г. протекает по уставу выговских. Выголексинское общежительство, мощнейший духовный центр Севера, питал и усть-цилемских староверов, духовную жизнь которых регулировали наставники. Даже в разгар раскольничьего процесса в Усть-Цильме продолжали молиться по старым книгам. Древний устав сохранился во многом благодаря удаленности и бездорожью Усть-Цильмы.

В августе 2012 г. проведено освящение новой Церкви во славу святого Николы Мирликийского Чудотворца. Ее строительство продолжалось 10 лет (с. Усть-Цильма, Набережная ул., 81).

Интересные факты

1491 г., когда были открыты залежи медной и серебряной руды на реке Цильме, принято считать началом горнометаллургического промысла в Российском государстве. С того времени на Руси сами начали добывать металлы, плавить и чеканить монеты из своего серебра, меди и золота.

Государь Иван III в 1492 г. организовал экспедицию. С разведчиками шли европейские рудознатцы, профессионалы, рабочие – московиты, устюжане и вологодцы – всего около 300 человек. Шли от Москвы, зайдя на нынешнюю территорию Республики Коми с Северной Двины по Вычегде. Шли до нынешней Усть-Выми, а дальше – малыми реками. Это был самый ранний водно-волоковый путь. Насколько успешна была экспедиция Ивана III, история умалчивает. У Карамзина в "Истории государства Российского" сказано, что государевы посланцы привезли опытные образцы, заложили рудники и, кроме меди и серебра, привезли немного золота. Есть версия, что одна из первых золотых монет, отчеканенных при Иване III, была сделана из усть-цилемского золота. В 1496 г. при устье Заводского ручья, впадающего в р. Цильму в 8 км выше устья реки Рудянки, был открыт по тем временам большой медеплавильный завод. Это был первый в истории Российского государства завод промышленного производства. Открытые залежи имели не только большое экономическое, но и политическое значение на международной арене. Цилемские серебряно-медные рудники – первое в истории Государства Российского разработанное месторождение полезных ископаемых – является ценнейшим памятником производственно-трудовой деятельности человека. Сами рудники просуществовали около полувека.

Вскоре надобность в рудниках отпадает: после завоевания Сибири и Казани Русь получает выход к Каме и Уральским рудникам. Цилемские рудники забрасывают, но еще трижды их пытались освоить: при царе Алексее Михайловиче, при Петре Великом и в 20-е гг. XX в.

Усть-Цилемский район является уникальным центром книжной культуры Русского Севера. Здесь в течение трех веков в старообрядческой среде хранились и переписывались сотни древнерусских и старообрядческих книг.

10-01.jpg

Ежегодный обрядовый праздник "Петровщина", предшествующий горочным гуляниям, отмечается только в Усть-Цилемском районе в канун дня первоверховных апостолов Петра и Павла как отголосок ритуально-поминального обряда. В ночь с 11-го на 12-е июля у усть-цилёмов принято варить кашу. Считалось, что именно ночью стираются грани между живым и загробным мирами. Важно, что поминальная трапеза проходит за рекой или у реки: в фольклоре путешествие через реку – путешествие в страну мертвых.

5-01.jpg

По старинным преданиям, душа человека превращается в птицу, поэтому и еда птичья: крупа, каша. Кашу варят практически всегда пшенную. В этом обряде сохранились следы древнего представления о том, что души умерших вселяются в птиц и являются символическими посредниками между миром земным и загробным.

3-02.jpg

Река – символ некоего посреднического начала, соединяющего выше обозначенные миры, а вода – символ уходящего времени. Также многие устьцилёмы во время этого праздника варят уху, поскольку на Руси святой Петр считается покровителем рыбаков и рыбного промысла, поэтому день свв. Петра и Павла принимает и характер рыбацкого праздника. Ухой поминают свв. Петра и Павла, а кашей – всех своих умерших родственников.

*Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми.

**При информационной поддержке издательства "Аякс-Пресс" и Агентства по развитию туризма и продвижению Республики Коми

66.gif