В Министерстве здравоохранения Республики Коми прокомментировали "Комиинформу" планы по модернизации лабораторной службы.
Как рассказали агентству в министерстве, главными условиями предстоящих преобразований будут: доступность для жителей, как в городе, так и на селе, бесплатность процедуры – анализы, как и прежде, будут проводится за счет средств обязательного медстрахования, современность – модернизация системы по самым современным стандартам и защищенность – сохранение всех социальных гарантий для работников лабораторий.
Основными задачами современной лабораторной службы являются повышение доступности, снижение стоимости лабораторных исследований с одновременным расширением их диапазона для всех жителей республики вне зависимости от удаленности от высокотехнологичных медицинских центров и уровня оснащенности территориальных медицинских учреждений.
Эти задачи в России и в мире решаются путем укрупнения ежедневных объемов плановых лабораторных исследований на базе лаборатории-фабрике с одной стороны и развитием сети лабораторий, обеспечивающих потребности в срочных/cito исследований для стационаров, хирургических отделений, отделений реанимации и т.д., с другой.
Переход на такой уровень развития лабораторной службы требует значительных инвестиционных вложений в оборудование, запасы реагентики, расходных материалов; создания и надлежащего функционирования логистической службы; высокого уровня цифровизации всех процессов внутри системы здравоохранения, в том числе внедрение ЛИС (лабораторная информационная система) и интеграция ее с МИС (медицинская информационная система).
В настоящее время проект развития лабораторной службы Республики находится в стадии активной проработки, подчеркнули в Минздраве.
"Изучив передовой опыт развития лабораторной службы в регионах России, в том числе заручившись экспертной поддержкой Федерации лабораторной медицины, министерство уже достаточно длительное время работает над нашей собственной моделью развития", - отметили в ведомстве.
Более года проводился внутренний аудит всех лабораторных учреждений, работа с главными врачами по определению специфических и базовых потребностей в плановых и cito исследованиях, наполненность расчетных ставок медицинского персонала работающими сотрудниками, качество интернет-связи, обеспеченность компьютерной техникой.
Параллельно ведется работа по внедрению МИС и ЛИС в работу медучреждений, обучение персонала.
"Имеется понимание по допустимой логистике и перечня медицинских учреждений, имеющих круглогодичную доступность для включения их в контур централизации, и перечень медучреждений, в которых транспортная доступность ограничена сезонными или иными условиями, - отметили в Минздраве. - Важно отметить, что современные средства доставки биоматериалов позволяют пролонгировать время транспортировки до двух суток, а продолжительность хранения в специализированных архивах до 5-ти суток. Тем не менее все модели для логистических решений базируются на времени доставки до 12-ти рабочих часов максимум, а в основной массе от двух до пяти часов".
Результаты аудита показали, что в республике наблюдается дефицит специалистов по клинической лабораторной диагностике (далее – КДЛ): недостаток врачей КДЛ – 58%, недостаток среднего персонала в лабораториях – 33,7% (сведения главного специалиста по КДЛ).
Средний износ оборудования в республике составляет 75%, из них 23% полностью выработало свой ресурс. Оснащение лабораторий, в том числе оказывающих экстренные исследования, не позволяет проводить необходимый объем исследований для постановки диагноза и определения тактики сохранения жизни пациента в неотложных условиях, как того требует приказ МЗ РФ №464н "Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований" от 18.05.2021 с соблюдением сроков выдачи результата согласно приказу МЗ РФ т 10 мая 2017 г. № 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи".
Все эти факторы в совокупности мешают развитию лабораторной диагностики и значительно затрудняют постановку качественных и своевременных диагнозов пациентам, утверждают в Минздраве. Многие пациенты вынуждены обращаться в частные лаборатории для проведения исследований за собственный счет, а сам процесс от сдачи анализов до получения результатов зачастую является продолжительным по времени и дорогим по совокупным затратам.
В настоящее время специалистами Министерства здравоохранения совместно с экспертами финансово-экономического блока Правительства Коми завершены расчеты параметров будущей модели.
Нерешенным вопросом остается пока основной – источник финансирования проекта развития. Вариантов несколько – государственная модель, предполагающая выделение средств из бюджета Республики, частная модель – ежегодная передача объемов плановых исследований частным лабораториям, выигравшим тендеры по ФЗ 44, частно-государственная модель, предусматривающая строительство на территории Республики государственной лаборатории за счет средств частника на условиях концессии.
Управлением лабораторной службы занимается Министерство здравоохранения Республики Коми вне зависимости от выбранного варианта ее развития. Однако каждый из вариантов имеет свои особенности.
Первый вариант – выделение из бюджета Республики Коми 500 мл. рублей единовременных инвестиций – в настоящих условиях не представляется возможным в экономическом плане. Более того, возникшие с начала марта санкционные риски ставят под угрозу стабильную поставку лабораторной реагентики в государственные медицинские учреждения.
"Вторая модель предполагает полное разрушение собственной лабораторной базы Республики, поскольку накопленный в Республике опыт аутсорсинга лабораторных исследований показывает, что победителями тендеров становятся лаборатории из Кирова, Омска, Москвы, Санкт-Петербурга и т.д. Их мощностей хватает для того, чтобы "забрать" все наши объемы, оставив невостребованными сотни специалистов лабораторной службы. Поэтому такой вариант развития событий не является стратегически правильным для республики", - отметили в Минздраве.
Третий вариант позволяет избежать рисков, возникающих в первых двух вариантах, но требует тщательной проработки концессионного соглашения, поскольку высокие валютные риски ставят под угрозу экономику проекта для концессионера. Тем не менее при определенных параметрах проект создания в республике крупной государственной лаборатории с сохранением большей части квалифицированных специалистов лабораторной службы все еще имеет высокий потенциал к реализации. Еще одна особенность третьего варианта – жесткие требования к помещению для размещения там основных лабораторных мощностей. Главные из них - помещение должно находиться в 100% государственной собственности, иметь два отельных входа, достаточные мощности подведенных сетей электроснабжения, возможность свободного подъезда для специализированного транспорта.
С проектом концессионного соглашения, который прорабатывается в Правительстве Республики Коми в настоящее время к нам вышел единственный инициатор – это группа компаний "МедИнвестГрупп", имеющая значительный опыт реализации крупных инвестиционных проектов в 26 регионах РФ с общей капитализацией проектов свыше 100 млрд руб.
Тем не менее, по условиям концессионного тендера после объявления конкурсного отбора принять участие в нем может любой инвестор, гарантирующий инвестиции и выполнение всего пакета социально-экономических требований к проекту концессионного соглашения, выдвинутого республикой.