С 1 сентября 2022 года вступают в силу измерения в ФЗ, они затрагивают бюджетные и экологические отношения.
Как отметил 7 апреля в ходе круглого стола по вопросам охраны окружающей среды председатель Госсовета Коми Сергей Усачев, в июне 2021 года парламентарии направили в федерацию предложение создать на местах экологические фонды, которые обеспечили бы экологическую безопасность при добыче нефти и создание экономических механизмов для проведения природоохранных мероприятий. Предложения учли, изменения в закон внесли. Таким образом с 1 сентября все экологические платежи будут направляться на ликвидацию объектов накопленного вреда и другие природоохранные мероприятия.
По мнению председателя комитета Госсовета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александра Попова, чтобы нововведения в Коми заработали, ответственным за окружающую среду придется договориться. Сегодня у них разные взгляды на проблемы.
В РФ в реестр объектов накопленного вреда входят 430 объектов, но среди них нет Коми, при том что в республике достаточно старых скважин, свалок, загрязненных земель. А.Попов отметил недостаточную работу органов власти по включению объектов в список. А это дает регионам возможность получать федеральные средства на их ликвидацию. В 2022 году регионы распределят 16 млрд руб, а до 2024 года получат еще 12 млрд.
Если говорить о региональных средствах, а именно экологических платежах предприятий и штрафах, которые будут иметь целевое использование, то в 2020 году Коми получила 93 млн руб, с учетом штрафов - свыше 110 млн руб. В 2021 году - 177 млн руб. Это минимальный гарантированный доход республики на решение экологических проблем.
Чтобы эти деньги с 1 сентября расходовать эффективно, необходимо привести в порядок ряд направлений.
В частности, руководитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу Исламудин Астарханов отмечает, что данные по объектам накопленного вреда недостаточны или отсутствуют, исследования по ним не проводятся, в каком состоянии находится объект, неизвестно, какой вред наносит жизни человека, тоже. Минприроды Коми в 2000-х такую работу проводило, но архивы недоступны. В таких условиях федералы вообще не будут разговаривать с республикой.
Не получился разговор и внутри республики. Ухта стоит на нефтяных скважинах. По словам представителя администрации, выход нефти из-под жилого дома в прошлом году застал власти врасплох. Всего в Ухте полторы тысячи скважин, сотни из которых бесхозные. Включить их в объекты накопленного вреда невозможно, потому что не проведены инвентаризация, оценка опасности, не составлена смета.
Такую работу за деньги готова провести коммерческая организация. Ухта попросила выделения этих средств.
Общественник Юрий Лисин подтвердил, что в 2012 году законсервировать скважину стоило 1,5 млн руб., сегодня речь идет о 5 млн руб. Если консервировать 800 скважин, средств у города не хватит.
И.Астарханов заявил, что Росприроднадзор проведет ревизию бесплатно, но у ведомства нет никакой информации по скважинам.
А.Попов заметил, что деньги на скважины выделялись неоднократно, а результатов работы нет.
Воркута попросила включить ряд свалок на территории населенных пунктов в объекты накопленного вреда и выделить средства на их ликвидацию. Астарханов заметил, что точного количества объектов Воркута не может предоставить, как и документы на эти объекты, хотя Росприроднадзор их неоднократно запрашивал.
"Экологические проблемы у все наслуху, но каждый толкует их по-своему. Чтобы механизм в Коми заработал, придется найти единый взгляд на ситуацию. У меня просьба к Росприроднадзору и Минприроды запросить материалы, чтобы информация у нас была. Минфин я попрошу делиться с нами информацией о том, как будут работать деньги, направляемые на устранение экологического вреда, чтобы мы своевременно успели провести мероприятия и предпринять меры. Кроме того, важно, чтобы 23 объекта накопленного вреда, которые сегодня претендуют на попадание в федеральный реестр, были доработаны", - заключил А.Попов