В Сыктывкарском медколледже им.Морозова знают, где взять медицинские кадры в условиях колоссального дефицита.
25 февраля по инициативе председателя постоянной комиссии Госсовета Коми по вопросам здравоохранения, физической культуры и спорта Андрея Климушева, там прошло выездное рабочее совещание с участием депутатов, представителей Минобрнауки региона, Минздрава и общественников.
Как пояснил А.Климушев, в октябре 2021 году на площадке Госсовета уже обсуждали стимулы и прорывы, которыми привлекать врачей и средний медперсонал. Сегодня на площадке колледжа акцент будет сделан на подготовке фельдшеров, медсестер, акушеров и других специалистов среднего звена.
В 2021 году средних медицинских работников насчитывалось 9730 человек, в 2022 году их стало 9517. За год республика потеряла 213 специалистов.
Главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Минздрава Коми Светлана Кощеева сообщила о кадровой потребности сферы в младшем и среднем медперсонале. Дефицит кадров острый.
Сегодня в Коми работает 9438 представителей среднего медперсонала, укомплектованность учреждений составляет 67%, из-за нехватки сотрудников распространено совместительство. Две трети сотрудников - это медсестры, каждый десятый сотрудник - фельдшер. Средний возраст работников учреждений составляет до 45 лет, 12% работников перешагнули за 60. С.Кощеева пояснила, что кадры стареют.
Как пояснил и.о.замдиректора колледжа Олег Куратов, в 2021 году учреждение выпустило 281 специалиста, в 2022 году из стен колледжа выйдут 205 человек, 34 из них заканчивают обучение по специальности "лечебное дело", 100 будут медсестрами, 42 выпускника - акушерками, 13 фармацевтами.
Сегодня в колледже учатся 1118 студентов, 627 человек получают образование платно, 54% всех студентов обучаются сестринскому делу.
Как отметил О.Куратов, 48% контингента - иногородние, и это положительный момент в вопросе обеспечения кадрами сельских населенных пунктов.
Одним из самых перспективных направлений медколледж видит практику дуального обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте.
Всего на 1 курсе таких студентов, обучающихся сестринскому делу, насчитывается 26 человек, на третьем - 25 человек и на четвертом курсе - 20 человек.
Как пояснила директор колледжа Ирина Пальшина, студентам отводится больше времени на практику в таком формате обучения. Кроме того, практика проходит на базе работодателя. Учреждение здравоохранения готовит специалистов по собственным потребностям.
"Мы видим в развитии дуального обучения путь решения кадрового дефицита медицинских кадров особенно на селе, - пояснила директор медколледжа. - Опыт Княжпогостской больницы говорит о том, что дульное образование успешно не только на производстве, но и в медицине. Мы не говорим о чисто дуальной системе, мы говорим о подготовке с элементами дуального образования, потому что доклиническая практика будет обязательно проходить в мастерских профорганизаций".
По принципу дуального обучения сегодня успешно готовят специалистов сестринского дела и фармации. Также колледж готов переучивать специалистов со средним медицинским образованием - медсестер, акушерок на лечебное дело.
Сегодня ФАПы "закрываются" медсестрами, а это неправильно, отметила И.Пальшина. Там должны работать фельдшеры, и колледж готов медсестёр переучить.
Обучение это не всегда бесплатное, и проблема в том, что бюджет республики такую систему дуального обучения не финансирует. Оно организуется за счет самого лечебного учреждения и обучающегося.
Сегодня с элементами дуальной системы учатся не только представители системы здравоохранения, но и соцработники, например, Кунибский дом-интернат. Заявок на обучение достаточно много, возможности их обеспечить есть.
И.Пальшина надеется, что другие колледжи республики эту практику подхватят. А Это Ухта, Воркута и Печора.
О том, как переучивали кадры в Княжпогостской ЦРБ - в следующем материале "Комиинформа".