Новости Республики Коми | Комиинформ

Госсовет Коми предлагает внести правки в федеральный закон о местном самоуправлении

Госсовет Коми предлагает внести правки в федеральный закон о местном самоуправлении
Госсовет Коми предлагает внести правки в федеральный закон о местном самоуправлении
logo
Госсовет Коми предлагает внести правки в федеральный закон о местном самоуправлении
Фото из архива ИА "Комиинформ"

Депутаты Государственного Совета Республики Коми подготовили поправки к проекту федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти".

Госдума России в первом чтении рассмотрела и приняла законопроект о развитии местного самоуправления.

Как ранее сообщал "Комиинформ", внесенный законопроект подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления в государстве.

Депутаты Госсовета Коми изучили федеральный закон и внесли свои корректировки. Это постановление регионального парламента будет рассмотрено на заседании сессии 17 февраля.

По их мнению, общие положения законопроекта не содержат понятийного аппарата. В частности, отсутствуют определения используемых в законопроекте понятий "муниципальная должность", "вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения", "административный центр муниципального образования", "населенный пункт", "город", "поселок", "сельский населенный пункт" "муниципальный правовой акт" и т.д.

"Во избежание правовой неопределенности и ее возможных последствий, с учетом неоднократно сформулированных позиций Конституционного суда РФ представляется необходимым дополнить законопроект определениями вышеуказанных и иных применяемых в законопроекте понятий, закрепив их в отдельной статье, - говорится в пояснительной записке.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В указанной норме Конституции Российской Федерации понятие "вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения" отсутствует.

В связи с этим предлагается по всему тексту законопроекта слова "вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения" заменить словами "вопросы местного значения".

В силу части 9 статьи 4 проекта федерального закона муниципальное образование не является административно-территориальной единицей. Однако положения законопроекта не содержат определений понятий, касающихся административно-территориального устройства. Учитывая изложенное, поправками предусматривается исключение указанного положения законопроекта.

С учетом сложившейся практики, во избежание громоздкости наименования муниципального образования и облегчение его восприятия, депутаты предлагают исключить из статьи 7 положения об обязательности указаний в наименовании муниципального образования на субъект Российской Федерации, в котором расположено муниципальное образование.

Часть 6 статьи 12 законопроекта устанавливает, что объединение городских округов, объединение городского округа с муниципальным округом осуществляются с согласия населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных образований. Однако эта норма не раскрывает такую форму преобразования муниципальных образований, как объединение муниципальных округов, а также не содержит положений, устанавливающих форму выражения мнения населения на такое преобразование, в связи с чем поправками предлагается дополнить часть 6 статьи 12 законопроекта словами "объединение муниципальных округов".

Полномочия депутата при избрании его главой муниципального образования должны прекращаться исключительно в случае, если он будет являться главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию. В связи с этим предусматривается корректировка последнего предложения части 4 статьи 19 проекта в части прекращения полномочий депутата представительного органа, избранного главой муниципального образования.

Кроме того, предлагается исключить часть 18 статьи 19, предусматривающую, что глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность.

Это обусловлено положениями статьи 12 Конституции Российской Федерации, частями 1 и 6 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", а также частей 6 и 8 статьи 1 рассматриваемого законопроекта, исходя из взаимосвязи которых местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В целях устранения правового пробела поправками предлагается дополнить статью 21 законопроекта положением, содержащим основания утраты доверия президента Российской Федерации (в отношении главы муниципального образования).

Согласно части 18 статьи 22 законопроекта в случае, когда в структуре местной администрации имеются территориальные органы местной администрации, местная администрация формируется в виде коллегиального органа. Вместе с тем, частью 2 стати 22 законопроекта предусмотрено, что местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Таким образом, требуется обеспечить соответствие указанных норм.

Поправки предусматривают конкретизацию положений, направленных на регулирование данных отношений.

Частью 2 статьи 25 проекта федерального закона установлен перечень лиц, замещающих муниципальные должности. Поправками предлагается дополнить перечень позицией "руководители территориальных и отраслевых (функциональных) органов местной администрации, в случае, установленном настоящим Федеральным законом".

Частью 4 статьи 48 проекта федерального закона определено, что собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования.
С целью облегчения процедуры назначения и проведения собрания граждан (прежде всего в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах), поправками определяется, что собрание граждан может проводиться по инициативе населения после уведомления главы муниципального образования в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

В целях устранения пробела в правовом регулировании особенностей организации местного самоуправления на территориях административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации предлагается дополнить законопроект статьей 86, направленной на решение данного вопроса.

Исходя из переходных положений статьи 88 законопроекта, в период с 1 января 2023 года по 1 января 2028 года органы местного самоуправления должны будут одновременно осуществлять полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения и полномочия по решению вопросов местного значения.

В связи с этим поправками предлагается предусмотреть исключение двойственности компетенции органов местного самоуправления в переходный период.

Кроме того, более четко излагаются формулировки, касающиеся действий, осуществляемых в переходный период, в части объединения и упразднения поселений, входящих в состав муниципальных районов, и образования муниципальных округов.