Школы в Коми продолжают переводить на дистанционный формат обучения. При таком росте заболеваемости открывать учреждения нельзя - надо беречь детей. Управления образования имеют два механизма борьбы с эпидемией: дистанционный формат учебы или карантин.
Напомним, карантин в классе вводится в том случае, когда в коллективе выявлен ребенок с коронавирусом. В этом случае образовательный процесс приостанавливается, соотвественно, качество знаний и учебный процесс пострадают. Дистанционное же обучение — мера, которая приносит трудности и учителям, и ученикам, и родителям, но сохраняет образовательный процесс.
Почему именно сейчас это важно, "Комиинформ" спросил руководителя Роспотребнадзора Коми Людмилу Глушкову.
"Одобрительно относиться к дистанту не хочется — ничего хорошего нет в том, что нам не удается не прерывать стандартный образовательный процесс. Для детей, во всяком случае, полезней учится очно и ходить в школу, общаться со сверстниками, - рассказала"Комиинформу" главный санитарный врач Коми. - Но эпидемиологическая ситуация не всегда позволяет это делать".
Неделю назад Роспотребнадзор внес предложение в администрацию Сыктывкара — приостановить очный образовательный процесс в школах и учреждениях дополнительного образования. Это было сделано в связи тем, что уровень заболеваемости среди учащихся города существенно превысил эпидемический порог.
Предложение заключалось не в том, чтобы объявить досрочные каникулы или карантин, а в том, чтобы прервать очный образовательный процесс. Не только в школах, но и во внешкольных учреждениях.
"Безусловно, дети должны находиться дома под надзором родителей. С ними нужно вести беседы, чтобы они меньше общались друг с другом в очном режиме, - отметила Л.Глушкова. - По итогам неполной недели прерванного учебного процесса улучшения ситуации не произошло, а уровень заболеваемости увеличился, поэтому 31 января было внесено повторное предложение о продлении ограничений до конца недели. При превышении эпидпорога на 20% основная цель — разобщение детей. Безусловно, там где плохо смотрят за соблюдением режима, там, где не поработали с родителями и детьми, не объяснили, что это время дано не для того, чтобы ходить в торговые центры и в гости, там результативность мер невысокая".
Ранее такие меры уже применялись в отношении отдельных учреждений и отдельных муниципалитетов. Л.Глушкова пояснила, что никто не хочет нарушать процесс образования, но по санитарным правилам эффект достигается только при условии разобщения детей на срок не менее 10 дней.
"Конечно, чуда не случилось, хотя мы этого ждали и хотели посмотреть в понедельник на цифры. Но нужно отметить, что до введения дистанта в Сыктывкаре уже было много больных детей. И больных не с ковидом, а именно ОРВИ и гриппом. В условиях Сыктывкара и Ухты, где наиболее высока плотность школьников, переполнены учреждения, были приняты соответствующие решения", - отметила главный санитарный врач.
В школах, где сегодня введено разобщение и дистанционное обучение, недостаточно соблюдали противоэпидемические меры. Если бы противоэпидемические правила выполнялись должным образом, школы республики не имели бы такого количества заболеваемости среди учащихся, отметила эпидемиолог. Поэтому Л.Глушкова в очередной раз призвала жителей республики не относиться формально к мерам безопасности в пандемию.
Главный санитарный врач республики напомнила, что механизм передачи при ковиде, гриппе и ОРВИ одинаковый - респираторный. Для каждой отрасли разработаны рекомендации, как работать в условиях распространения вирусов. В частности, речь идет о ступенчатом начале учебного дня в школе — одна параллель приходит к 8 часам, вторая к 9 и так далее, разобщение учащихся на переменах и при приеме пищи, соблюдение усиленного дезинфекционного режима, масочного режима персоналом, качественное проведение утреннего фильтра для учащихся и сотрудников, постоянное использование приборов для дезинфекции воздуха.
"В Сыктывкаре и Ухте это сделать сложнее, так как школы переуплотнены. Но стремиться к этому нужно. Чтобы начальное звено, к примеру, приходило в одно время, а среднее и высшее - в другое, - пояснила Л.Глушкова. - Это и индивидуальный график перемен, когда дети не одновременно выбегают в рекреации. Это индивидуальный график приема пищи. Это наличие работающего рециркулятора в каждом классе, влажная уборка с дезинфицирующим средством, ношение работниками школы, не только педагогами, масок. Контроль за этим внутри учреждений не достаточно жесткий. Плюс утренние фильтры должны работать лучше. Педагог с недомоганием не должен идти на работу и заражать детей, не должны идти в школу и дети с респираторными симптомами. Но, к сожалению, сегодня ситуация складывается иначе".
Как рассказала Л.Глушкова, были годы, когда Роспотребнадзор рекомендовал приостанавливать учебный процесс, когда школы проходили сезонный подъем гриппа и ОРВИ без этих мер — подъем заболеваемости шел, но за счет дополнительных мер— усиленного проветривания, дезинфекции, влажной уборки — учреждения работали. Но видимо в сочетании с омикроном при таком подъеме этого оказалось недостаточно.