"В наше время особенно важно соблюдать права человека, иметь правовую грамотность, стремиться к установлению согласия и взаимопонимания в обществе. Большая роль в этом принадлежит подрастающему поколению, которое азы мудрости жизни в обществе познает в образовательных учреждениях", - считает Л.Вокуев.
Одно из направлений концепции модернизации российского образования до 2010 года - моделирование института демократии, в том числе на основе введения уполномоченных по правам ребенка. Важный шаг в этом направлении в Коми уже сделан: в июле этого года по инициативе Л.Вокуева с министром образования Коми Алексеем Изьяновым подписано примерное положение "Об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса образовательного учреждения".
По словам уполномоченного, количество случаев жестокого обращения с детьми в образовательных учреждениях республики постоянно растет. Так, ежегодно в Коми регистрируется более 500 случаев нарушения прав ребенка, из них в образовательных учреждениях - от 15 до 20 процентов (рост с 2000 по 2002 год). В 2002 году в Коми к уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми привлечено 52 человека. В этом году все цифры сохраняются на этом уровне, отметил Л. Вокуев.
*** 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Этот первый международный правовой документ, в котором были закреплены гарантии осуществления целого ряда прав ребенка. Главная цель конвенции - защита интересов ребенка. Ее положения концентрируются в четырех основных требованиях: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.