Законопроект об упразднении Конституционного суда Республики Коми вызвал активное обсуждение в Госсовете РК.
Напомним, все Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации должны быть упразднены до 1 января 2023 года. Соответствующий проект закона внесен и в Госсовет РК. Вместе с упразднением суда прекращаются и полномочия судей.
Законопроектом предлагается урегулировать вопросы, связанные с упразднением, а также отдельные вопросы материального и социального обеспечения судей Конституционного суда, пребывающих в отставке. После ликвидации суда судьям конституционных судов обеспечивается сохранение гарантий (включая материальное и социальное обеспечение), предусмотренных для судей конституционных судов в отставке.
Сегодня на предсессионных заседаниях Комитета Госсовета РК депутаты рассмотрели предлагаемый законопроект, который синхронизирован с другим - внесением изменений в Конституцию Республики Коми, которым предлагается исключить с 1 февраля 2022 года из Конституции РК нормы о Конституционном суде Коми.
Во время рассмотрения этих проектов закона в Комитете по законодательству и местному самоуправлению у ряда депутатов возникли вопросы относительного позднего внесения в парламент проекта об упразднении Конституционного суда РК.
Они посчитали, что столь важный документ требует вдумчивого изучения, и в нем необходимо разобраться. Чтобы принять решение, рекомендовать ли проект закона к рассмотрению на предстоящей сессии, Комитету пришлось дважды возвращаться к этому вопросу и пригласить на заседание его разработчиков и судей Конституционного суда.
Между тем, в процессе возникли и другие мнения, с которыми, поделились депутаты Виктор Воробьёв и Татьяна Саладина.
По словам Т. Саладиной, в Конституционный суд РК не раз обращались жители республики по вопросам защиты своих прав и всегда проигрывали дела. "Он (суд) никогда не становился на сторону жителей", - заявила депутат. К слову, за год работы Конституционного суда РК было рассмотрено всего пять дел, по которым уже вынесены решения, прозвучало на заседании.
В. Воробьёв напомнил, что еще в 2020 году в стране были приняты поправки в Конституцию РФ, в которой из главы о судебной власти исключены Конституционные суды. Субъекты вправе принять решение о создании конституционных советов. Необходимость толкования Конституции РК, ее контроля и соблюдение прав граждан остается, и все эти функции, по мнению депутата, не может взять на себя Верховный суд РК. Наличие конституционных судов было бы особенностью республики, частью ее самобытности, считает В. Воробьёв.
Его предложение о создании конституционных советов вместо ликвидируемого Конституционного суда РК было подержано Комитетом.
Несколько депутатов задались вопросом, почему законопроект был так поздно - накануне сессии - внесен в Госсовет.
Первый замруководителя аппарата Госсовета РК Игорь Труфанов заявил, что аппарат не несет за это ответственности. Он напомнил, что работа над законопроектом началась в августе, и Конституционный суд РК до последнего момента рассматривал дела.
"Как мы могли вносить изменения и ликвидировать суд, когда он еще работал? Как только проект родился, его направили на общественное обсуждение. Мы не можем внести проект закона, пока оно (обсуждение) не закончилось", - пояснил И. Труфанов, согласившийся в целом с тем, что нельзя допускать позднее внесение законопроектов.
"Сейчас два законопроекта синхронизированы, они вместе должны вступить в силу. Можете перенести и на декабрьскую сессию, но тогда надо перенести и Конституцию...", - сказал он.
Представитель прокуратуры подчеркнула, что законопроект об упразднении Конституционного суда РК поступал в их орган, и они давали замечания правового характера администрации главы РК, которые были учтены в полном объеме.
Замруководителя администрации главы РК Кирилл Балуев заметил, что рабочая группа, занимающаяся разработкой законопроекта, не вышла из регламента сроков внесения.
"Почему мы торопимся? Это деньги республиканского бюджета, - напомнил он. - Чем раньше примем, тем быстрее начнем ликвидационную процедуру суда и будем экономить бюджет. Это основное. Мы можем и дальше перенести законопроект и дать время на то, чтобы ознакомиться с достаточно простым законом, не требующим ухищрений. А это, соответственно, плюс месячный бюджет на содержание суда. Я не вижу проблемы, чтобы его рассмотреть. Там нет никаких подводных каменей. Мы говорим о рациональном использовании бюджетных средств, которые можно пустить на более важные направления".
Законопроекты были поддержаны Комитетом, они будут приняты на завтрашнем заседании сессии Госсовета РК.