Новости Республики Коми | Комиинформ

В Национальной галерее Коми представят золотой век искусства из Третьяковки

В Национальной галерее Коми представят золотой век искусства из Третьяковки
В Национальной галерее Коми представят золотой век искусства из Третьяковки
logo

С 16 октября по 12 декабря в Национальной галерее Республики Коми будет работать выставка "Золотой век русского искусства. Живопись и скульптура XVIII – первой половины XIX века" из собрания Государственной Третьяковской галереи.

"Впервые в Сыктывкаре представят подлинники шедевров русской живописи и скульптуры. Возможность приобщиться к эпохе золотого века в истории русского изобразительного искусства жителям и гостям столицы Коми предоставила Третьяковская галерея – главная сокровищница национального искусства. Удивительные работы не только подарят незабываемое эстетическое удовольствие, но и позволят каждому прочувствовать дух времени и традиций России. Они станут проводниками в иную эпоху, где гостей выставки ждет множество интересных открытий", - сказала министр культуры Коми Мария Балмастова.

Всего в Сыктывкар приехало 31 произведение. В экспозиционном пространстве они располагаются в двух залах, каждый из них наполнен особой атмосферой далёкого, ушедшего в историю времени. Обаяние XVIII века передано в портретном жанре. Основу зрительного ряда составляют живописнейшие образы, созданные тремя корифеями этого жанра – Федором Рокотовым, Дмитрием Левицким и Владимиром Боровиковским. Весомое дополнение в характеристику века вносит Николай Аргунов – представитель талантливейшей династии крепостных мастеров, художников и архитекторов. И, конечно, невозможно представить XVIII век без скульптурных портретов Федота Шубина, которые также включены в экспозицию выставки. Среди изображённых – Елизавета Тёмкина, дочь императрицы Екатерины II и светлейшего князя Григория Потёмкина-Таврического, графская чета Шереметевых, известных покровителей искусств, князь Дмитрий Голицын, представители более демократических слоёв русского общества. Их образы раскрывают представления того времени о передовом, идеальном человеке, о его духовной наполненности и красоте.

"Изюминкой" зала первой половины XIX века стала подборка произведений, посвящённых Италии – земле обетованной для русских художников. Италия в те годы воспринималась как страна искусства и свободы, вызывая восторженные чувства и притягивая взоры выпускников Императорской Академии художеств. Тёплые солнечные итальянские пейзажи, чарующая морская гладь, свидетельства античной культуры, изображения беззаботной итальянской жизни, традиционные праздники и карнавалы, – все это можно увидеть в работах Федора Матвеева, Сильвестра Щедрина, Михаила Скотти, Пимена Орлова, Егора Солнцева и других художников той эпохи. Здесь же – этюд Александра Иванова к картине "Явление Христа народу", одному из самых известных произведений русской живописи, созданных в Италии. Зал первой половины XIX века продолжает и диалог искусств – ваяния и живописи. Портрет барона Петра Клодта фон Юргенсбурга написан маслом, рядом расположились его скульптурные произведения, одно из них является моделью к конной группе на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Образ Ольги Ферзен, урождённой графини Строгановой, романтическая история тайного венчания которой стала основой сюжета пушкинской "Метели", также представлен в обоих видах искусства. Ее живописный портрет создан Карлом Брюлловым, другом семьи Ферзен.

Выставочный проект реализован в рамках программы празднования 100-летия.