Новости Республики Коми | Комиинформ

Биеннале "Новое открытие Севера" показала, как Коми вдохновляет художников

Биеннале "Новое открытие Севера" показала, как Коми вдохновляет художников
Биеннале "Новое открытие Севера" показала, как Коми вдохновляет художников
logo
Биеннале "Новое открытие Севера" показала, как Коми вдохновляет художников
Фото Алексея Сотникова

В рамках церемонии закрытия первой Коми биеннале "Новое открытие Севера" в Национальной галерее РК экскурсию провел ее президент, книжный издатель, коллекционер произведений современного искусства и кинопродюсер Пьер Кристиан Броше.

2.jpg

Уже на входе в Национальную галерею гостей ждала скульптура одного из художников - нагромождение картинок и образов из интернета. Как подчеркнули гости, скульптура выглядит крайне неестественно, что очень бросается в глаза. Впрочем, именно такой реакции ожидал автор.

Экскурсия началась с зала, где были представлены работы творцов Андрея Кузькина, Ивана Грошкова и Тимофея Парщикова.

"Размышляя о биеннале в Коми и представляя себе здешний контекст, мне казалось, что всё что угодно, помещённое в эту природную культурную среду будет выглядеть инородно и неуместно. В итоге было решено сделать надувную скульптуру, основанную на найденных интернет-картинках и образах, отсылающих к цифровой реальности", - рассказывал Иван Горшков.

Идеальными фотографиями, по мнению автора, были те, где казалось, что сам ландшафт вокруг скульптуры был прифотошоплен, несмотря на то, что все фотографии делались с натуры.

3.jpg

Как объяснил Пьер Броше, каждый из художников подготовился к экспедиции. И Иван рассказывал, что видел молодых ненцев в народных костюмах с телефонами и смотрящими ТикТок, что так же создавало необходимый контраст.

Следующие экспонаты были созданы Андреем Куьминым. Как сам автор говорил о своих произведениях, "Тема инсталляции – бренность и временность тела человека и желание художника вырваться из реального мира в вымышленное и прекрасное пространство, которое он создаёт сам.

4.jpg

Далее Пьер показал творения Тимофея Парщикова.

"С помощью двойных экспозиций я хотел передать неопределённость будущего Воркуты и её городов-сателитов, чьё будущее, как это бывает с моногородами, зависит далеко не только от горожан", - так Т.Парщиков охарактеризовал свою работу.

5.jpg

В следующем зале были представлены работы Татьяны Ахметгалиевой, Александра Сухарёва и Владислава Кулькова.

6.jpg

Первыми зрители увидели работы Ахметгалиевой.

"Эта серия акварельных работ, написанная по мотивам путешествия на север. История о хрупкости, нестабильности, о моменте перехода и распада, о шаткости и неуверенности нашего мира, нас самих, наших домов, городов, планеты, нашей памяти", - отметила художница.

7.jpg

Следующие экспонаты были созданы Александрой Сухаревой.

"По сути, это суровые знаки предельной монотонности мира и отброшенных желаний, того состояния, в котором слышно, как гудит другой, тихий мир", - сказала А.Сухарева.

8.jpg

Работа Владислава Кулькова вдохновлялся коми поэзией М.А. Елькина. Он испытывал трудности в написании работы, но потом "вывел их в теле своей работы, как раз там, где восходит солнце, озаряющее углы деревенской архитектуры, просевшей под гнётом времён и снегов".

9.jpg

Выставка уникальна тем, что её создатели ездили в Коми исключительно за свой счёт. Как пояснил Броше, "мы просто не могли себе позволить приглашать всех, нам бы не хватило средств". Поэтому Эдгар Сарин, Матео Ревилло и Аполлинария Брошь в рамках специального проекта la Mediterranee (Париж) вместе три раза посещали республику, и в качестве символа накопленных знаний они всегда приносят на выставку белый куб.

10.jpg

Эдгар Сарин ставил целью смешать античный канон с коми традицией обработки дерева: "Этот опыт изменил мою работу, поскольку здесь я научился собирать хаотичные элементы в четкие линии".

11.jpg

Аполлинария Брошь рассказывала об уникальности Коми, что здесь "очень тонкий исторический слой", под ногами буквально в десятке сантиметров под землёй может лежать реликвия возрастом в тысячи лет, в то время как в некоторых других странах и на 10 метровой глубине порой сложно, что то найти из старины.

12.jpg

В ходе своих экспедиций Матео Ревилло взял немного воска для работы, и Броше тогда ему рассказал, что главной статьёй экспорта из России в 17-ом веке был канат и воск, а сегодня главный предмет экспорта - это нефть. Как сказал Пьер "Странным образом и нефть и воск несут свет". Именно эти материалы легли в основу произведений Матео.

Проходя по украшенным залам музея, экскурсия переместилась на второй этаж, где на парадной были представлены работы художников.

13.jpg

После экскурсия переместилась в зал, где разместились работы Алисы Грошениной и Устины Яковлевой.

18.jpg

Работы Устины тесно связаны с её семьёй.

"Мои предки по маминой линии происходят из села Усть-Цильма. Однажды мама попросила бабушку связать гетры с узорами, традиционные, но мужские (на них больше узоров, они выше). Бабушка отошла от канона и сделала их удобнее, по другой выкройке. Традиция и стала соответствовать новому времени, но не исчезла". Её картины представляют детализированную вышивку, слушатели отметили, что если не подходить к картинам близко создаётся ощущение, что картины написаны краской, а не вышиты бисером.

19.jpg

Творчество Алисы Грошениной построено на её убеждениях "Как умирают океаны и рождаются горы – это псевдонаучный проект, в котором очень много различных фантазий. Я помню, как забралась на вершину шихана Торатау и обнаружила под ногами множество отпечатков морских существ и окаменелых кораллов". Она рассказывала, как пыталась представить какими были эти края миллионы лет назад, как она ходила по морскому дну, что в наше время является лесами и вершинами гор.

20.jpg

Заходя в следующий зал, отчётливо стал слышан записанный звук шагов по полю. Зал был заставлен пенопластовыми прямоугольниками, на которых были изображены снимки экрана телефона, в разных местах и отрезках времени, некоторые из них валялись на земле. За ними располагались картины и статуи советской эпохи, в том числе и портрет Сталина высотой более двух метров.

21.jpg

Данная композиция, со слов автора Игоря Самолёта, "Это попытка реконструировать историческую память, память о политических репрессий Речлага в 1937 году".

22.jpg

Одним из элементов композиции являлись фотографии крестов забытого кладбища, что находился в нескольких сотнях метров от поселения: "люди забыли о нём, стараются забыть. Не проговаривание вновь и вновь будет возвращать нас в прошлое". Прямоугольники, что валялись на земле и символизировали забытые воспоминания.

23.jpg

Кристиан Броше добавил от себя дополнительный символизм данной работе, в частности идей идеалов и икон. Дело в том, что в этом же помещении до выставки некоторое время размещались христианские иконы. Таким образом прослеживается смена поколений и того, во что они верили: на смену иконам святых пришли "иконы" вождей, а на их место пришли иконки телефонов.

24.jpg

Заключительный этап экскурсии прошёл с представления работы Ганны Зубковой. Как рассказывала художница о своей поездке, они наблюдали в Воркуте явление ложного солнца, когда закат не происходит, и сразу же начинается восход, что отразилось на работе художницы. "Я обращаюсь к теме границ и такому типу мышления, как турист-исследователь – фигура фантазма, об их преодолении и форме знаний, которая создаёт место любительски, через череду заблуждений, обнаруженных при реконструкции взгляда по направлению на север.

25.jpg

Как потом рассказывал К.Броше, Ганна поделилась с ним впечатлениями о Воркуте, она воспринимает эти края как "Северные Помпеи", место в её понимании помогло выиграть Великую Отечественную войну, и в которой будто случилась страшная трагедия, от которой остались одни руины.

26.jpg

В качестве одного из экспонатов она привезла куски фрески, найденной в одном из разрушенных домов, как это делают археологи при раскопке древних городов.

27.jpg

"Представленные работы демонстрируют то, как может Коми край вдохновить различных художников. И кто знает, сколько ещё произведений мы увидим в будущем", – поделился своими мыслями один из участников экскурсии.