С 23 по 25 сентября в столице республики проходит конференция, посвящённая проблемам сохранения и репрезентации визуальных источников, фотографии, документального кино, произведений искусства и другим вопросам музейного дела.
По стечению обстоятельств открытие конференции проходило в одном помещении с выставкой "Клюква. Миф", что, как подчеркнул один из участников, органично дополняло основную идею: "обсуждать то, как сохранить искусство в окружении этого самого искусства".
После приветственного слова первого замминистра культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Константина Баранова с научными докладами выступили спикеры, каждый из которых рассказал, над какими задачами работают для сохранения визуального творчества.
Первым выступил старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Иван Головнев. Он поделился достижениями музея по поиску и восстановлению киноатласа СССР по Республике Коми и рассказал, как в начале советского периода велась работа по снятию фильмов о северных народах.
Основной темой доклада заведующей лабораторией Музея антропологии и этнографии Екатерины Толмачёвой являлась проблема сохранения информации. По её словам, в архивах имеется немало материалов, которые из-за безответственности людей были приведена в негодность. Помимо этого рассказывалось о недобросовестном копировании и использовании архивных фотографий.
Последний пункт особенно привлёк внимание участников. Спикер объяснила, что переход в цифру фотографий, документов, видео повысил интерес людей. Непродолжительное время оцифрованная часть архива была в открытом доступе. В результате неконтролируемого копирования файлы оказывались в самых закоулках всемирной сети, без контекста и указания источника скачивания.
"Одна группа ВКонтакте даже умудрилась прицепить свой водяной знак на наши фотографии", - добавила спикер.
Третьим спикером выступила доктор философии, науки, профессор кафедры культурологии и дизайна Уральского федерального университета Елена Головнева. Она поделилась работой, касающейся советской антирелигиозной программы, в частности фильма "Сектанты" и рассказала о приёмах, которые использовали в фильмах тех лет, попытках советского руководства наладить отношения с сектантскими течениями, которые присутствовали на территории СССР, и к чему это привело.
Заключительный доклад прочитал режиссёр, куратор выставочных проектов Государственного музея истории ГУЛАГа Тимур Булгаков. Он рассказал о том, что при работе в музее он и его коллеги при составлении экспонатов использовали методы, взятые из режиссуры фильмов. Это выражалось в "маленьких историях большой трагедии" людей, оказавшихся в ГУЛАГе. Среди примечательных экспонатов можно встретить стенд, посвящённый японскому коммунисту, или история о том, как отец пытался учить свою дочь, находясь в застенках и то, как менялись его письма.
После лекций мероприятие продолжилось в литературном музее имени И.А Куратова, где в окружении старинных книг спикеры продолжили читать доклады.
День закончился торжественным приёмом для всех участников.
"Научно-практическая конференция позволила специалистам обменяться бесценным опытом ведения музейного дела в XXI веке. В первый день эксперты представили вниманию коллег более двух десятков научных докладов и обсудили такие актуальные темы, как технологии создания визуального контента, подходы к использованию визуальных источников в музеях, визуальную антропологию и многое другое", — подытожила министр культуры Коми Мария Балмастова.