Соцсети против книг, кафе в библиотеках и читательские привычки: о чем спорили на дискуссиях "Культуры 2.0" в Коми

Соцсети против книг, кафе в библиотеках и читательские привычки: о чем спорили на дискуссиях "Культуры 2.0" в Коми
Соцсети против книг, кафе в библиотеках и читательские привычки: о чем спорили на дискуссиях "Культуры 2.0" в Коми
logo

Выездная сессия Открытого лектория "Культура 2.0" состоялась 16 сентября.  В Республике Коми встретились эксперты из Санкт-Петербурга, Москвы и Калининграда. Обсуждали современные библиотеки: новейшие сервисы, читательский интерес, роль библиотек в образовании и даже библиотечные кафе.

Как сообщили в пресс-службе Санкт-Петербургского международного культурного форума, дискуссии "Культуры 2.0" прошли в рамках ежегодного события: open talk "Регион 11. Территория свободного диалога", который организовала Юношеская библиотека Республики Коми. Open talk собрал на своей площадке более 200 библиотекарей и экспертов библиотечной сферы, организаторов культурных проектов.

Все дискуссии Открытого лектория можно посмотреть в записи на сайте Санкт-Петербургского международного культурного форума, а также в группах в социальных сетях ВКонтакте и Facebook.

Спикерами первой дискуссии стали программный директор Чемпионата по чтению вслух "Открой Рот" Михаил Фаустов, заместитель директора по библиотечно-информационной работе библиотеки имени А.П. Гайдара Марина Соломонова, автор и руководитель программы "Я.Учитель" и федерального проекта "Культурный марафон" Наталья Чеботарь и писательница Евгения Овчинникова. Вместе эксперты искали ответ на вопрос "Можно ли научить любить книги?", а также обсуждали читательские привычки современных подростков и роль библиотек в образовании.

IMG_1543.jpg

Наталья Чеботарь как экс-директор по исследованиям Яндекс.Образования отметила, что умение бегло читать отражается на способности работать с информацией в целом: понимать смысл больших текстов, усваивать школьные предметы, даже решать математические задачи. Поэтому так важно привить ребенку интерес к чтению. А вот вопрос, можно ли заставить читать, остался спорным.

"Думаю, родители, учителя, библиотекари совместными усилиями могут только дать детям понимание того, что чтение может стать досугом, что книги бывают разными, а главное: не окружать книги слишком большим ореолом святости, чтобы не так страшно было к ним подступиться. Важно привить интерес, а потом не обрывать интерес, заставляя читать то, что якобы нужно и правильно", – сказала Евгения Овчинникова.

gXsDkx7G6xI.jpg

Михаил Фаустов не считает, что современные подростки и взрослые разучились читать книги, и смотрит на проблему под другим углом: "Модус чтения изменился, на наших глазах происходит изменение потребления текстовой информации, но мы по-прежнему думаем словами. А социальные сети и гаджеты никогда не убьют книгу и желание читать тексты. Корректный вопрос в этой дискуссии: как сделать так, чтобы не разлюбили? И я вижу только один вариант: делать книгу доступной".

Большая часть дискуссии была посвящена задачам современных библиотек и их социальной роли. Марина Соломонова выделила несколько важных функций библиотек сегодня: ресурс бесплатных книг, коворкинг, площадка для организации событий.

Вопрос совершенствования библиотечного пространства и привлечения читателей продолжили обсуждать на дискуссии "Как создать привлекательный образ библиотеки?". К Марине Соломоновой присоединилась Виктория Тарасова, творческий директор Бюро музейной сценографии "Метаформа". Эксперты говорили о том, что библиотека становится многофункциональным центром, неким "третьим местом", куда человек может прийти за книгами, новыми впечатлениями, знакомствами, досугом.

"Создание нарративного пространства в библиотеке очень здорово может подхлестнуть к ней интерес. Это не значит, что люди, которые придут в это пространство, завтра начнут читать. Но именно в этом и состоит задача библиотеки – чтобы люди, которые туда попали, хотя бы на короткий промежуток времени погрузились в мир слова и чтения", – прокомментировала Виктория Тарасова.

Завершающая дискуссия дня была посвящена способам разнообразить библиотечные залы. "Зачем библиотеке кафе?" – на этот вопрос отвечали  стратегический маркетолог, культурный и комьюнити-менеджер объединения "Арт-Ворота" Кристина Черёмушкина и генеральный директор сети кофеен Никита Ананьев. Кристина больше 5 лет занимается социокультурным менеджментом и маркетингом, создает общественные центры для малых городов, Никита Ананьев открыл пекарню-кондитерскую в библиотеке Французского института в Санкт-Петербурге, спикеры рассказали о собственном опыте успехов и неудач.

"Когда речь заходит об интеграции с кем-то, задача усложняется. Кафе важно вписаться в концепт культурного пространства. В идеальной картине мира кафе и библиотека должны взаимодействовать и дать синергетический эффект, чтобы каждый получил что-то новое и полезное", – объяснил свой подход Никита Ананьев.

IMG_7009.jpg

Силами его команды в институте организовывался лекторий о французской культуре, так кофейня смогла привлечь новую аудиторию и повысить интерес к библиотеке.

Кристина Черёмушкина выделила несколько преимуществ кафе в библиотеках: новый проводник в библиотечный мир, повышение комфорта посетителей, формирование узнаваемого стиля библиотеки, привлечение внимания нестандартным способом. Этой темой была завершена выездная сессия Открытого лектория "Культура 2.0" в Республике Коми.

ZG9zt8Gm2u0.jpg

11-13 ноября "Культура 2.0" готовит большую программу на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Актуальные новости о событиях проекта "Культура 2.0" публикуются на сайте и в сообществах в социальных сетях ВКонтакте и Facebook.