Большинство воспитательных программ, которые сегодня встречаются в образовательном процессе, не удовлетворяют современным требованиям. Как показала проверка Рособрнадзора, лишь 16% из них соответствуют нормативным документам. Ситуацию обсудили уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова и министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
С сентября за школами России на законодательном уровне закреплена воспитательная функция. За нее выступала Анна Кузнецова, а в июле 2020 года законопроект подписал президент. Теперь это общефедеральная задача, поэтому детский омбудсмен высказалась за разработку конкретного плана действий по реализации Стратегии развития воспитания, а также критериев эффективности этой работы в образовательных организациях.
"Не только школа, но и семья, и сфера допобразования, и вопросы культурно-эстетического, спортивного развития – все это должно складываться, как пазл, в единую гармоничную систему. Не должно быть заплаточных проектов. Все должно быть вплетено в общую канву. Если в одном направлении нет успеха, мы должны быть уверены, что ребёнок найдёт себя в другом направлении. Если в семье проблемы с воспитанием - мы знаем, что школа здесь придёт на помощь. Со школы тоже начнется спрос, но для этого им условия надо создать", - сказала Анна Кузнецова.
"Нам важно не только дать ребенку знания, но и воспитать его, заложить нравственные ценности, которые позволят ему полноценно строить жизнь: любовь к Родине, родителям, стремление к самосовершенствованию, готовность помогать и откликаться на беду. При непосредственном участии Министерства реализуется план мероприятий "Десятилетия детства", мы будем привлекать к этой работе педагогов и родителей", – ответил министр Сергей Кравцов.
Нельзя сбрасывать со счетов изменение подхода к образовательному процессу, комментирует новую функцию школ заместитель начальника Управления образования администрации Сыктывкара Елена Геллерт. Во-первых, системный акцент сегодня сделан на предоставлении услуг, где вопросы воспитания отходят на второй план. Во-вторых, сказывается сокращение учебных часов на преподавание литературы, где можно поговорить с детьми, например, об общечеловеческих ценностях.
"В наших школах проходит немало воспитательных мероприятий. Это и встречи с интересными людьми, совместные праздники, интеллектуальные игры, дни самоуправления, экскурсии, в которых наши ребята проявляются как личности, учатся сопереживать, дружить. Но для этого нужно давать учителям больше времени. Мой вывод: главным воспитателем все-таки должна оставаться семья, но в сотрудничестве со школой", - заявила Елена Геллерт.
Законодательный статус воспитания в школах поддержал председатель КРО общественной организации содействия международному движению "Ветераны за мир" Александр Пасечник.
"Готов подписаться почти под каждым предложением в заявлении Анны Кузнецовой. Воспитание нормального гражданина – патриотичного, грамотного, уважающего семью и общество – не менее важно, чем получение знаний, а может и более важно. Правильно говориться о том, что подход в решении этого вопроса должен быть комплексным с привлечением возможностей отраслей спорта, культуры, туризма и т.д.. Например, кадетские классы сформированные и поддерживаемые МЧС. Почему бы и другим ведомствам не подключится к этому вопросу? Убежден, что воспитание молодежи — это государственная задача и решать ее надо сообща, но главным исполнителем этой задачи остается система образования", - рассказал Александр Пасечник.
Образование – важный, но отнюдь не единственный аспект процесса развития и становления личности, считает и педагогическое сообщество.
"Вопрос воспитания никогда от нас не уходил. Воспитательная работа красной линией проходит через каждую минуту гимназической жизни, начиная с раннего утра и до позднего вечера, затрагивает каждого участника образовательных отношений и направлена на развитие личности гимназистов. Воспитание идёт через освоение всех предметов общей школы, дополнительного и профессионального образования, через освоение социокультурного пространства. Жизнь наших учеников интересна, и мы проживаем её совместно", - поделилась мнением директор Гимназии искусств при Главе Республики Коми им. Ю.А. Спиридонова Валентина Ревунець.
Дополнительные "воспитательные" часы возьмёт на себя в ближайшее время и курс семьеведения. Гуманитарная дисциплина уже успешно реализуется в 60 пилотных регионах, прорабатывается вопрос о создании соответствующего учебника. Детский омбудсмен Анна Кузнецова призвала Минпросвещение ускорить процесс его внедрения в школах.