Новости Республики Коми | Комиинформ

Законодательно закрепленная за школами воспитательная функция обретет конкретику

Законодательно закрепленная за школами воспитательная функция обретет конкретику
Законодательно закрепленная за школами воспитательная функция обретет конкретику
logo

Большинство воспитательных программ, которые сегодня встречаются в образовательном процессе, не удовлетворяют современным требованиям. Как показала проверка Рособрнадзора, лишь 16% из них соответствуют нормативным документам. Ситуацию обсудили уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова и министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

С сентября за школами России на законодательном уровне закреплена воспитательная функция. За нее выступала Анна Кузнецова, а в июле 2020 года законопроект подписал президент. Теперь это общефедеральная задача, поэтому детский омбудсмен высказалась за разработку конкретного плана действий по реализации Стратегии развития воспитания, а также критериев эффективности этой работы в образовательных организациях.

"Не только школа, но и семья, и сфера допобразования, и вопросы культурно-эстетического, спортивного развития – все это должно складываться, как пазл, в единую гармоничную систему. Не должно быть заплаточных проектов. Все должно быть вплетено в общую канву. Если в одном направлении нет успеха, мы должны быть уверены, что ребёнок найдёт себя в другом направлении. Если в семье проблемы с воспитанием - мы знаем, что школа здесь придёт на помощь. Со школы тоже начнется спрос, но для этого им условия надо создать", - сказала Анна Кузнецова.

"Нам важно не только дать ребенку знания, но и воспитать его, заложить нравственные ценности, которые позволят ему полноценно строить жизнь: любовь к Родине, родителям, стремление к самосовершенствованию, готовность помогать и откликаться на беду. При непосредственном участии Министерства реализуется план мероприятий "Десятилетия детства", мы будем привлекать к этой работе педагогов и родителей", – ответил министр Сергей Кравцов.

Gellert.jpeg

Нельзя сбрасывать со счетов изменение подхода к образовательному процессу, комментирует новую функцию школ заместитель начальника Управления образования администрации Сыктывкара Елена Геллерт. Во-первых, системный акцент сегодня сделан на предоставлении услуг, где вопросы воспитания отходят на второй план. Во-вторых, сказывается сокращение учебных часов на преподавание литературы, где можно поговорить с детьми, например, об общечеловеческих ценностях.

"В наших школах проходит немало воспитательных мероприятий. Это и встречи с интересными людьми, совместные праздники, интеллектуальные игры, дни самоуправления, экскурсии, в которых наши ребята проявляются как личности, учатся сопереживать, дружить. Но для этого нужно давать учителям больше времени. Мой вывод: главным воспитателем все-таки должна оставаться семья, но в сотрудничестве со школой", - заявила Елена Геллерт.

Pasechnik.jpeg

Законодательный статус воспитания в школах поддержал председатель КРО общественной организации содействия международному движению "Ветераны за мир" Александр Пасечник.

"Готов подписаться почти под каждым предложением в заявлении Анны Кузнецовой. Воспитание нормального гражданина – патриотичного, грамотного, уважающего семью и общество – не менее важно, чем получение знаний, а может и более важно. Правильно говориться о том, что подход в решении этого вопроса должен быть комплексным с привлечением возможностей отраслей спорта, культуры, туризма и т.д.. Например, кадетские классы сформированные и поддерживаемые МЧС. Почему бы и другим ведомствам не подключится к этому вопросу? Убежден, что воспитание молодежи — это государственная задача и решать ее надо сообща, но главным исполнителем этой задачи остается система образования", - рассказал Александр Пасечник.

Revunez.jpeg

Образование – важный, но отнюдь не единственный аспект процесса развития и становления личности, считает и педагогическое сообщество.

"Вопрос воспитания никогда от нас не уходил. Воспитательная работа красной линией проходит через каждую минуту гимназической жизни, начиная с раннего утра и до позднего вечера, затрагивает каждого участника образовательных отношений и направлена на развитие личности гимназистов. Воспитание идёт через освоение всех предметов общей школы, дополнительного и профессионального образования, через освоение социокультурного пространства. Жизнь наших учеников интересна, и мы проживаем её совместно", - поделилась мнением директор Гимназии искусств при Главе Республики Коми им. Ю.А. Спиридонова Валентина Ревунець.

Дополнительные "воспитательные" часы возьмёт на себя в ближайшее время и курс семьеведения. Гуманитарная дисциплина уже успешно реализуется в 60 пилотных регионах, прорабатывается вопрос о создании соответствующего учебника. Детский омбудсмен Анна Кузнецова призвала Минпросвещение ускорить процесс его внедрения в школах.