Новая модель аспирантуры позволит молодым учёным Коми лучше реализовать свой потенциал

Новая модель аспирантуры позволит молодым учёным Коми лучше реализовать свой потенциал
Новая модель аспирантуры позволит молодым учёным Коми лучше реализовать свой потенциал
logo

Лишь 9% российских аспирантов защищают диссертацию в срок, потому что на студентах лежит другая нагрузка, в том числе педагогическая и учебная. Такая информация прозвучала на встрече руководителя образовательного центра "Сириус" Елены Шмелевой с молодыми учёными Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" в Санкт-Петербурге.

Повысить интерес молодежи к научной деятельности призваны новые федеральные государственные требования. Они позволят реализовывать программы аспирантуры несколькими научными, образовательными организациями и повысят мобильность учёных.

"С 2012 года почти в полтора раза сократилось количество научных организаций, которые готовят аспирантов. Причем это произошло в том числе за счет организаций, где проводятся значимые научные исследования. Жесткие требования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), зачастую неприменимы к научным организациям. Двойная регламентация аспирантуры через лицензирование и аккредитацию сыграла плохую роль", - Елена Шмелева.

Novikova.jpg

По мнению проректора по научной и инновационной деятельности СГУ им. П.Сорокина Натальи Новиковой, необходимость в новой модели организации процесса обучения назрела давно. Например, абитуриенты, поступившие на первый курс аспирантуры, не мотивированы к защите кандидатской диссертации, а обучение в аспирантуре сводится к изучению определённых дисциплин, проведению научно-исследовательской работы и сдаче кандидатских экзаменов.

"В настоящее время не работает механизм, который позволил бы отслеживать и влиять на успехи аспиранта в научно-исследовательской деятельности и прогресс подготовки диссертационного исследования. Мы полностью поддерживаем идею о введении Федеральных государственных требований к обучению в аспирантуре как требований не только к структуре и к условиям организации образовательной программы, но и к ее результатам. Мы однозначно выступаем за то, что аспирантура должна заканчиваться предзащитой научного исследования и дальнейшим представлением диссертации в диссертационный совет. Считаем, что выход из системы госаккредитации аспирантуры также позволит наладить более простой и эффективный способ конечной проверки знаний", - рассказала Наталья Новикова.

Yaschina.JPG

За разделение аспирантуры на научную и научно-педагогическую выступила начальник Отдела аспирантуры и дополнительного образования ФИЦ КНЦ УрО РАН Лидия Яшина. Первостепенной задачей аспирантуры, по её мнению, была и остаётся подготовка кандидатов наук, проведение научных исследований.

"Несомненно, вузам необходимы кандидаты и доктора наук, которые бы вошли в аудиторию к студентам с базовыми знаниями по педагогике. Но нам кажется, что в научных организациях, которые занимаются в том числе образовательной деятельностью, педагогика высшей школы, педагогическая практика – избыточные предметы. Всё-таки усилия аспирантов можно было бы направить на научные исследования. Например, чтобы аспирант мог в срок представить диссертацию и пройти предзащиту, получить заключение, найти контакты с диссертационным советом, где будет проходить защита. Сегодня это сделать крайне сложно, особенно в регионах, когда прошла реструктуризация диссертационных советов. Прежде на базе ФИЦ КНЦ свои диссоветы были на базе каждого института, а сегодня из действующих только один – по физиологии", - рассказала Лидия Яшина.

Аспирант научной организации в отличие от аспиранта вуза почти всегда в лаборатории и на виду. Он чаще общается с научным руководителем, чем в вузе, где научный руководитель — это, прежде всего, преподаватель.

"Аттестации 2 раза в год, о которых говорит сегодня Елена Шмелёва, в научных центрах это правило. 2 раза в год аспирант докладывает, что он сделал за полгода. И тут ничего не скроешь. Либо результат есть, либо его нет. Если он отрицательный, это тоже результат", - добавила Яшина.

Кроме того, для исследовательской работы аспирантов важно сотрудничество с индустриальными партнерами. Апробация научных результатов тоже должна стать элементом новой модели аспирантуры. Все эти предложения Елены Шмелевой публично поддержало и руководство Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", где она побывала.

  Ключевые слова: наука