Лишь 9% российских аспирантов защищают диссертацию в срок, потому что на студентах лежит другая нагрузка, в том числе педагогическая и учебная. Такая информация прозвучала на встрече руководителя образовательного центра "Сириус" Елены Шмелевой с молодыми учёными Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" в Санкт-Петербурге.
Повысить интерес молодежи к научной деятельности призваны новые федеральные государственные требования. Они позволят реализовывать программы аспирантуры несколькими научными, образовательными организациями и повысят мобильность учёных.
"С 2012 года почти в полтора раза сократилось количество научных организаций, которые готовят аспирантов. Причем это произошло в том числе за счет организаций, где проводятся значимые научные исследования. Жесткие требования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), зачастую неприменимы к научным организациям. Двойная регламентация аспирантуры через лицензирование и аккредитацию сыграла плохую роль", - Елена Шмелева.
По мнению проректора по научной и инновационной деятельности СГУ им. П.Сорокина Натальи Новиковой, необходимость в новой модели организации процесса обучения назрела давно. Например, абитуриенты, поступившие на первый курс аспирантуры, не мотивированы к защите кандидатской диссертации, а обучение в аспирантуре сводится к изучению определённых дисциплин, проведению научно-исследовательской работы и сдаче кандидатских экзаменов.
"В настоящее время не работает механизм, который позволил бы отслеживать и влиять на успехи аспиранта в научно-исследовательской деятельности и прогресс подготовки диссертационного исследования. Мы полностью поддерживаем идею о введении Федеральных государственных требований к обучению в аспирантуре как требований не только к структуре и к условиям организации образовательной программы, но и к ее результатам. Мы однозначно выступаем за то, что аспирантура должна заканчиваться предзащитой научного исследования и дальнейшим представлением диссертации в диссертационный совет. Считаем, что выход из системы госаккредитации аспирантуры также позволит наладить более простой и эффективный способ конечной проверки знаний", - рассказала Наталья Новикова.
За разделение аспирантуры на научную и научно-педагогическую выступила начальник Отдела аспирантуры и дополнительного образования ФИЦ КНЦ УрО РАН Лидия Яшина. Первостепенной задачей аспирантуры, по её мнению, была и остаётся подготовка кандидатов наук, проведение научных исследований.
"Несомненно, вузам необходимы кандидаты и доктора наук, которые бы вошли в аудиторию к студентам с базовыми знаниями по педагогике. Но нам кажется, что в научных организациях, которые занимаются в том числе образовательной деятельностью, педагогика высшей школы, педагогическая практика – избыточные предметы. Всё-таки усилия аспирантов можно было бы направить на научные исследования. Например, чтобы аспирант мог в срок представить диссертацию и пройти предзащиту, получить заключение, найти контакты с диссертационным советом, где будет проходить защита. Сегодня это сделать крайне сложно, особенно в регионах, когда прошла реструктуризация диссертационных советов. Прежде на базе ФИЦ КНЦ свои диссоветы были на базе каждого института, а сегодня из действующих только один – по физиологии", - рассказала Лидия Яшина.
Аспирант научной организации в отличие от аспиранта вуза почти всегда в лаборатории и на виду. Он чаще общается с научным руководителем, чем в вузе, где научный руководитель — это, прежде всего, преподаватель.
"Аттестации 2 раза в год, о которых говорит сегодня Елена Шмелёва, в научных центрах это правило. 2 раза в год аспирант докладывает, что он сделал за полгода. И тут ничего не скроешь. Либо результат есть, либо его нет. Если он отрицательный, это тоже результат", - добавила Яшина.
Кроме того, для исследовательской работы аспирантов важно сотрудничество с индустриальными партнерами. Апробация научных результатов тоже должна стать элементом новой модели аспирантуры. Все эти предложения Елены Шмелевой публично поддержало и руководство Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", где она побывала.