Сегодня на заседании президиума Госсовета Коми депутаты обсудили, как в республике реализовывается на практике закон о перемещении задержанного транспорта на спецстоянку, их хранение и возврат, а также оплата стоимости данных услуг.
Заседание президиума Госсовета Коми провел спикер Сергей Усачев. Первым по вопросу выступил начальник управления Госавтоинспекции Коми Андрей Перловас.
По его словам, в 2020 году зарегистрировал рост ДТП на 9,3% (с 981 до 1072), числа погибших – на 50% (с 66 до 99), раненных – на 3% (с 1372 до 1413). Также отмечается рост "пьяной" аварийности на 33% и погибших в таких ДТП на 85%. Возросло количество возбужденных как административных, так и уголовных дел в отношении водителей, которые управляли транспортом в состоянии алкогольного опьянения.
С начала 2021 году удалось добиться снижения показателей аварийности по сравнению с прошлым годом.
"Одной из мер профилактики правонарушений, связанных с управлением транспорта в состоянии опьянения, является задержание транспорта, - отметил А.Перловас. – Сейчас в Коми функционируют 17 спецстоянок, предназначенных для хранения задержанных автомашин. В 2016 году они были в каждом районе Коми. Отсутствуют стоянки в Сыктыдвинском, Усть-Вымском и Княжпогостском районах, которые заключили договор на оказание данной услуги с сыктывкарским предприятием".
Примечательно, что в указанных трех районах в 2020 году был зафиксирован рост "пьяных" ДТП – на Сыктывдинском и Княжпогостском районе – на 200%, в Усть-Вымском – на 42,9%.
А.Перловас также привел в качестве примера тарифы в Сыктывкаре за транспортировку и хранение авто – 1919 рублей за транспортировку авто в пределах населенного пункта, 99 рублей – за каждый километр, 37 рублей в час или 890 рублей в сутки – хранение авто на спецстоянке. При этом стоимость услуг ежегодно индексируется на 4%.
Проблем вопросом в реализации закона является организация спецстоянок. Эта функция не отнесена к полномочиям ни региональной власти, ни муниципальной, поэтому и вопрос финансового обеспечения деятельности спецстоянок остается открытым. В городах и районах Коми спецстоянки обслуживают юрлица и предприниматели, однако не во всех муниципалитетах этот бизнес является прибыльным. Еще одна проблема – отсутствие эвакуаторов, как правило, в муниципалитетах есть всего по одному эвакуатору.
В 2019 году на спецстоянках размещалось 2 300 автомашин, в 2020 году – 2 598 (+12,9%). А.Перловас заявил, что в данном случае есть два решения – это привлечением муниципалитетами бизнеса в эту сферу, либо открытие спецстоянки за собственные средства, как это было сделано в Корткеросском районе.
Глава района- руководитель администрации Усть-Вымского района Галина Плетцер рассказала, как в муниципалитете решается этот вопрос. По ее словам, спецстоянка отсутствует в районе с 2017 года. В этой сфере работа два предпринимателя, которые были вынуждены закрыть бизнес из-за отсутствия рентабельности. Большинство авто не доезжали до штрафстоянок, в результате там оказывался лишь никому не нужный автохлам. Чтобы его утилизировать предпринимателям приходилось нести дополнительные расходы и вступать в длительные тяжбы. В прошлом году из Усть-Вымского районе было эвакуировано и помещено на спецстоянку в Сыктывкаре всего 26 автомашин, то ест по две в месяц. То есть, недостаточно для самоокупаемости спецстоянки в Усть-Вымском районе.
"У нас нет в бюджете средств для создания спецстоянки, нет и возможностей для субсидирования затрат предпринимателям в это сфере", - заключила Г.Плетцер, отметив, что стоимость услуг по эвакуации авто недостаточно привлекательна для бизнеса в муниципалитете.
И.о. председателя Комитета Коми по тарифам Анна Тюрнина в свою очередь парировала, что за последние годы в ведомство не поступало обращений от предпринимателей о необходимости увеличения тарифов.
"Мы не можем до бесконечности наращивать тариф, - заявила она. – Услуга по перемещению авто в границах населенного пункта в среднем по Коми составляет 5903 рубля. Мы не можем переложить затраты на потребителя. Надо понимать, что это не тот бизнес, который будет приносить большие доходы".
Выслушав всех участников, президиум Госсовета Коми рекомендовал органам местного самоуправления привлекать юрлиц и предпринимателей к оказанию услуг по перемещению и хранению транспорта на спецстоянках. Кроме того, проработать вопрос по организации спецстоянок для маломерных судов.