Поддержать идею главы ФСИН восполнить нехватку трудовых мигрантов заключенными готовы в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Там намерены предложить таким работникам хорошие зарплаты и общежития, рассказал "Известиям" член СПЧ при президенте России Александр Брод. А в Чувашии и Московской области уже активно сотрудничают со службой исполнения наказаний, привлекая заключенных к уборке территорий и сельхозработам, хотя пока это и единичные случаи.
Мнения экспертов на этот счет разделились. Одни считают, что инициатива ФСИН укладывается в логику действующей в России программы гуманизации исполнительной системы, которая предусматривает расширение участия осужденных в принудительных работах без лишения свободы.
Другие призывают быть реалистами и не верят, что в службе, которая никак не может покончить с пытками, новый инструмент будет работать без сбоев. При этом в полной мере заменить мигрантов осужденные всё равно не смогут, отмечают специалисты. Потребность в гастарбайтерах — около миллиона человек, а в колониях содержатся порядка 400 тыс. заключенных, и далеко не все из них смогут отправиться на работы.
"К этой инициативе нужно отнестись как к необходимой мере, но со строгим соблюдением прав заключенных. Эти работы должны быть добровольными. Никаких принуждений, по аналогии с ГУЛАГом, пыток и прочих нарушений прав человека быть не должно", — отметил А.Брод.
Другие правозащитники предупреждают, что сейчас нет достаточного гражданского контроля над работой исправительной системы, чтобы решение о привлечении осужденных к работе на стройках и в полях могло быть реализовано без нарушений их прав.
"Мне сегодня пишут люди со всей страны: что это, новый ГУЛАГ? А ответить очень сложно", — сказал "Известиям" вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников.
Он напомнил о регулярно выявляемых фактах пыток в учреждениях ФСИН, огромном количестве коррупционных преступлений, которые выявляются в подразделениях службы и малом числе активных членов общественных наблюдательных комиссий.
"Люди не должны работать за копейки. Я лично проверял колонии — мне показывали квитки о заработке 500 рублей в месяц. А теперь за эти деньги заключенный будет строить БАМ? Давайте будем реалистами", — подчеркнул он. Эксперт отметил, что сейчас со стороны ФСИН идет монолог. А нужно вначале обсудить эту инициативу с грамотными правозащитниками, трудовой инспекцией, всеми заинтересованными сторонами.
Подробнее читайте в эксклюзивном материале "Известий".