В Воркуте корпорации - участники Ассоциации менеджеров России поделились своим опытом организации государственно-частных партнёрств (ГЧП), направленных на решение задач социально-экономического развития Арктики.
Как сообщает пресс-служба администрации Воркуты, в заседании Комиссии под руководством первого заместителя исполнительного директора Ассоциации Вадима Ковалева приняли участие заместитель председателя Правительства Республики Коми Ирина Бахтина, генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, глава города Ярослав Шапошников. Обсуждение темы, в том числе в онлайн-формате, поддержали представители руководства "Интеррос", "Северсталь", "Норникель", "Лукойл-Коми", "Газпром Трансгаз Ухта", "Русатом Карго", "ВЭБ.РФ", Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики и Национального центра ГЧП.
За 15 лет своего применения в России ГЧП превратились в ключевой механизм развития российских регионов (макрорегион Дальний Восток и Арктика здесь не исключение) – механизм, востребованный, в первую очередь, под создание объектов новой инженерной, транспортной, энергетической либо коммунальной инфраструктуры, необходимость в которой остро встаёт при строительстве новых промышленных предприятий, либо под развитие социальной инфраструктуры для нужд главных "бенефициаров" таких проектов – сотрудников предприятий, членов их семей, жителей северных моногородов.
Представители корпораций, поделившиеся собственным опытом использования механизмов ГЧП в Красноярском крае, Мурманской и Архангельской областях, Республике Коми, Ямало-Ненецком автономном округе, оказались единодушны во мнении, что одним из ключевых условий, обеспечивающих высокую деловую и инвестиционную активность, являются общие и при этом постоянные ("константные"), прозрачные правила "двустороннего движения", на которые мог бы ориентироваться бизнес, приступая к реализации масштабных инфраструктурных проектов как в индустриальной, так и в социальной сфере.
В настоящий момент Минвостокразвития России инициирует запуск такого формата ГЧП, как "арктическая" или "дальневосточная концессия", которая сочетает в себе и функцию "единого окна", обеспечивающего взаимодействие инвесторов, заинтересованных в создании объектов промышленной инфраструктуры, с федеральными и региональными органами власти, и своего рода "инвестиционный акселератор" — помощь потенциальным инвесторам и регионам в качественной и оперативной подготовке проектов концессионных соглашений, выносимых на рассмотрение правительственной комиссии.
В свою очередь, ВЭБ.РФ в рамках утверждённых в апреле Минэкономразвития мер поддержки моногородов готов выдавать невозвратные субсидии (95% от стоимости проекта) на создание объектов инженерной инфраструктуры, которые после завершения строительства могут быть переданы на баланс субъекта Федерации либо города.
Предусматриваются на эти цели и возвратные льготные займы на срок до 15 лет (не более 80% от стоимости проекта) – для малого бизнеса (проекты стоимостью от 5 до 250 млн. рублей) с нулевой процентной ставкой, для среднего (проекты стоимостью до 1 млрд. рублей) – со ставкой 5% годовых. Управляющий партнёр Корпорации "ВЭБ.РФ" по городскому развитию Ирина Макиева отметила, что приём заявок на 2021 год стартовал 30 апреля, к настоящему моменту от моногорода Воркута заявки на получение мер поддержки не поступили.
Проблема, на которую участники совещания ссылались как на одну из основных, затрудняющих принятие решение о новых инвестпроектах и их реализацию, – миграционный отток населения, из-за которого на местном рынке труда сформировался дефицит высококвалифицированных кадров. Решение этой проблемы, по мнению участников, должно взять на себя государство, расширяя сеть филиалов профильных университетов в регионах. Это не только поможет компаниям в быстром и качественном подборе кадров, но и приостановит выезд молодых людей за пределы арктических территорий с целью получения высшего образования, будет способствовать их самореализации в родных городах.
"Вопросы, которые мы сегодня поднимаем, особенно актуальны для Воркуты, – обозначил Ярослав Шапошников. – В настоящее время развитие Арктики с помощью различных механизмов действующего законодательства становится реальным процессом. Безусловно, их необходимо применять в нашем городе, где есть все необходимое для этого – заинтересованные и ответственные люди, энергоресурсы, свободные территории и команда, которая готовит муниципалитет для реализации различных инвестиционных проектов. Уверен, что совместными усилиями мы выполним поставленные задачи, в том числе, непосредственно в Воркуте".
В свою очередь, Ирина Бахтина отметила, что в сложивших реалиях каждый из арктических регионов выбирает свою модель социально-экономического развития – где-то под эгидой "На Севере жить", где-то – на основе вахтового метода, обеспечивающего интересы конкретной стадии "жизненного цикла" опорных промышленных предприятий. В Республике Коми единой модели быть не может, поскольку социально-экономическая ситуация даже в арктических муниципалитетах совершенно разная. Она попросила руководителей таких муниципалитетов совместно с Минэкономразвития Республики активизировать работу с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики и Корпорацией "ВЭБ.РФ" по подготовке заявок на меры поддержки инфраструктурных инвестиций.
Примером проекта, объединяющего в себе и сугубо "сервисные", и научно-образовательные, и инновационные задачи, является Арктический медицинский кластер, концепция которого в составе заявки на создание Научно-образовательного центра международного уровня "Технологии здоровьесбережения народов Севера" получит свою оценку на федеральном уровне после 27 мая 2021 года. Кластер должен стать одним из опорных центров распределенной сети учреждений, призванных оказывать специализированную медицинскую помощь экипажам судов по трассе Северного морского пути, заниматься научно-исследовательской работой, в том числе в области циркумполярной медицины, физиологии человека в экстремальных климатических условиях, фармацевтики, а также развитием профессиональных компетенций.
Еще один проект – инновационный кластер – планируют представить в начале июня на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Вопрос базирования объекта пока остается открытым, однако Воркута может войти в его периметр. Оба кластера, как пример развития "мягкой инфраструктуры", должны способствовать привлечению на северные территории новых компаний и бизнеса, ранее не имевших здесь опыта реализации проектов. Понятно, что они не смогут претендовать на градообразующую функцию, поэтому проблема "перезагрузки" сырьевой базы для муниципалитета продолжает оставаться особо актуальной. По словам Ирины Бахтиной, Минэкономразвития Коми на этой неделе направил план диверсификации экономики, включающий раздел, посвящённый новой экономической основе развития моногородов Воркуты и Инты, на согласование всем заинтересованным ведомствам, муниципальным образованиям и комиссиям Госсовета республики.