Новости Республики Коми | Комиинформ

Школьницы из Коми стали призерами Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского

Школьницы из Коми стали призерами Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского
Школьницы из Коми стали призерами Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского
logo
Школьницы из Коми стали призерами Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского
Фото Минобрнауки Коми

Краснокнижные грибы рядом с телецентром, коми баня в картинах московского художника, судьбы выходцев из Выльгорта и другие интересные темы отразили школьницы из Сыктывкара, Воркуты и Корткеросского района в своих работах, представленных на заключительный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского.

Как сообщает пресс-служба Минобрнауки Коми, по итогам оценки жюри конкурса в активе Коми шесть дипломов 1 степени и один диплом лауреата. Дипломов первой степени удостоились: Ксения Лупандина, обучающаяся Коми республиканского экологического центра дополнительного образования. Ксения защитила исследовательскую работу на тему "Исследования шляпочных грибов на территории и в окрестностях центра экологического образования". Руководитель: педагог дополнительного образования Антонина Давыдова.

Lupandina.jpg

Как отмечает автор исследования, публикаций, затрагивающих исследования грибов, произрастающих в экосистемах промышленных городов, недостаточно.

"В нарушенных местообитаниях изменяется количественный состав грибов, исчезают редкие виды грибов, другие виды меняют свои места обитания, а некоторые и способ питания", - говорит К. Лупандина в своей работе.

Исследования проводились на четырех охраняемых площадках Республиканского центра экологического образования в Сыктывкаре. Область исследования в том числе граничила с территорией телецентра. В результате было выявлено 17 видов шляпочных грибов. Среди них – подосиновики, сыроежки, маслята и даже шампиньоны, а также пять видов ядовитых грибов. Был найден и редкий вид Феолепиота золотистая (Phaeolepiota aurea), который до 2021 года находился в Красной книге Республики Коми.

Feolepiota.jpg

Екатерина Габова, воспитанница Центра детского творчества г. Сыктывкара, ученица 11 класса. Тема её работы "Влияние природных и ландшафтных условий на специфику банного строительства в Коми деревнях". Научный руководитель: педагог дополнительного образования, педагог-организатор Татьяна Канева.

"Казалось бы, о традиционной черной бане, бытовавшей у коми народа издревле известно все, или, по крайней мере - многое. Научных исследований, посвященных коми бане имеется достаточно много. Тем не менее, узнать нечто новое о старом, могут помочь совершенно неожиданные источники. Таким источником для выполнения нашей работы стали картины и этюды московского художника Владимира Стожарова", - сообщает Е. Габова.

Stogharov-Bolschpaya-Pyssa.jpg

Работы Стожарова, изображающие Пыссу и Сердлу, были взяты за основу исторического анализа по выбранной теме. В результате были выделены различные типы банных построек: четырех- и пятистенные, а также сложносоставные. Причиной столь существенной разницы в постройке бань (традиционная и столбовая) Е. Габова называет, прежде всего, ландшафт, в который вписываются села.

Анна Сивожелезова и Валерия Яковец, ученицы 6 класса школы п. Аджером Корткеросского района, выступили на федеральном этапе конкурса с работой "Оценка экологического состояния ручья". Руководитель проекта: педагог дополнительного образования, учитель географии Татьяна Михайлова.

Sivoghelezova.jpg

Объектом исследования стали поверхностные воды ручья, протекающего по территории лесополосы рядом со школой Аджерома. Школьницы установили, что ручей находится в неудовлетворительном экологическом состоянии. Основными источниками загрязнения являются канализационные стоки, сточные воды жилищно-коммунального хозяйства.

"При беседе с жителями п. Аджером выяснилось, что сточные и канализационные стоки регулярно попадают в ручей, особенно это усиливается осенью и весной. Если не вмешаться в данный процесс загрязнения ручья, то это может привести к обмелению русла ручья и исчезновению озера, в которое он впадает. На сегодняшний день, данная проблема стоит очень остро, и жители поселка готовы помочь в решении сложившейся ситуации", - заключили авторы проекта.

Sivoghelezova-2.jpg

Сёстры Добриковы, Мария и Ульяна, которые учатся в 6 классе школы № 35 с г. Сыктывкара, защитили исследовательский проект "Историческая достоверность книги Эдуарда Веркина "Облачный полк" о пионере-герое Лёне Голикове". Руководитель: учитель истории Анна Гурьева.

Rabota-DObrikovyh.jpg

"В преддверии знаменательной даты 80-ой годовщины начала Великой Отечественной войны, мы отмечаем тот факт, что дети ХХI века мало интересуются прошлым своей страны, мало знают о героических страницах истории своей Родины. В наше поле зрения попала замечательная книга писателя Эдуарда Веркина, нашего земляка и современника, главным героем которой был участник партизанского движения 16-летний паренек по прозвищу Саныч. Мы решили, что знакомство с этим произведением обогатило бы знание наших сверстников об истории Великой Отечественной войны, познакомило их с партизанским движением и участием подростков в борьбе против немецко-фашистских захватчиков", - начинают свою работу Мария и Ульяна.

Девочки исследовали историю Героя Советского Союза, одного из шести пионеров-героев, погибших в годы Великой Отечественной войны Лёни Голикова, который стал прототипом главного героя книги. Сопоставили реальные и вымышленные события, представленные в произведении. Долгое время считалось, что фотографий Лёни Голикова не сохранилось, и для портрета, созданного Виктором Фоминым в 1958 году, позировала сестра Лёни — Лида. Но есть и подлинная фотография героя.

K-rabote-Dobrikovyh.jpg

Лёня родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской области. В марте 1942-го стал разведчиком 67-го отряда Ленинградской партизанской бригады. Ему было 15 лет. За время 27 боевых операций юный партизан уничтожил 78 вражеских офицеров и солдат, подорвал 14 мостов и 9 автомобилей противника. Самый значимый подвиг в его воинской биографии был совершен 13 августа 1942 года. Находясь в разведке, Голиков с напарником подорвал легковой автомобиль врага. Как оказалось, в нем находился генерал-майор инженерных немецких войск Ричард Виртц, найденный при нем портфель содержал очень ценные документы. За совершенный подвиг Л. Голиков был награждению медалью "За отвагу". 24 января 1943 года в бою в селе Острая Лука Псковской области он погиб. Представлен к званию Героя Советского Союза посмертно.

Дипломом лауреата награждена ученица средней общеобразовательной школы № 42 г. Воркуты Антонина Сенькина. Она представила аудитории доклад о влиянии исторических событий, происходивших на территории Российской Федерации в начале XX века, на судьбу братьев семьи Чеусовых. Руководитель: учитель английского языка Наталия Солопова.

Senkina1.jpg

Антонина исследовала историю своей семьи.

"Мой прапрапрадед Чеусов Андрей Иванович родился в 1838 году в старинном селе Выльгорт, первые упоминания о котором относятся к 1586 году. С XVI века потомки Чеусовых и живут здесь. У Андрея Ивановича было две жены и восемь детей. Сведений Он прожил долгую жизнь простого крестьянина и умер в 1940 году. Гораздо драматичнее оказались судьбы трёх его сыновей, о которых и пойдёт речь в исследовательской работе", - сообщила А. Сенькина.

Senkina3.jpg

Чеусов Фёдор Андреевич был церковным старостой. В 1933 году был отнесён к группе зажиточных крестьян, признан кулаком, за неуплату единого сельхозналога был раскулачен и лишён свободы. Чеусов Григорий Андреевич участвовал в русско–японской войне, получил медаль. Кроме того, служил в составе действующей армии во время Первой мировой войны, был в плену у немцев. Чеусов Андрей Андреевич, прапрадед Антонины, тоже участвовал в Первой мировой войне и был награждён Георгиевским крестом IV степени.

Антонина подробно исследовала историю каждого брата. Информацию собирала по крупицам, главным образом, опираясь на факты из архивных документов.

Senkina4.jpg

"По–разному сложились судьбы троих братьев, живших в одно время в одной стране. Больше всего я испытывала удовольствие, когда работала с архивными документами. Это и опись имущества Фёдора Андреевича за неуплату единого сельхозналога от 6 апреля 1933 года, и уведомление о приёме Андрея Андреевича в лазарет № 93 в Петрограде от 23 апреля (6 мая) 1915 года, и посемейный список Выльгортской волости, составленный в 1886 году. Я думаю, это истинное удовольствие прикоснуться к истории наших предков, ведь без них не было бы нас", - пишет в заключении лауреат Всероссийского конкурса исследовательских работ обучающихся им. В. И. Вернадского Антонина Сенькина.

Напомним, очный тур регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ обучающихся им. В. И. Вернадского состоялся 12 марта в Региональном центре выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми "Академия юных талантов". По его результатам были определены победители и призёры конкурса. Лучшие работы были представлены для участия в федеральном этапе.

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского является дистанционно-очной комплексной образовательной программой, формой сетевого взаимодействия образовательных учреждений, учащихся, учителей и ученых из разных регионов России и стран мира.

Цель Конкурса - интеллектуальное и личностное развитие юношества из России и других стран, участвующих в исследовательской деятельности; развитие системы организации и инфраструктуры исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях.

Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В. И. Вернадский занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно- философского обобщения - учения о ноосфере - сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи. Основные положения учения В. И. Вернадского легли в основу международной концепции устойчивого развития.

Учредитель: межрегиональное общественное Движение творческих педагогов "Исследователь".

Организаторы: Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского; Комиссия по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского при Президиуме РАН; ФГБУН Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН; ФГНБУ Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО; ГБОУ г. Москвы Школа № 1553 им. В. И. Вернадского; ГБПОУ г. Москвы Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга "26 КАДР".

Конкурс проходит при поддержке: Российской академии наук; Международного движения в поддержку научно-технического досуга молодежи МИЛСЕТ (MILSET); Факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова.

Организатор регионального этапа: Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми "Академия юных талантов".