Обновленный спектакль "Яг-Морт" прошел предпремьерный прогон. Как и обещали, сюжет претерпел множество существенных изменений, начиная от похищения Мады вместо отца Райды и заканчивая концовкой. Наиболее существенное изменение ожидает зрителей в том, что в новой постановке на первый план выведены женские персонажи, в то время как мужские более статичны.
"Современная тенденция такова, что женские персонажи более разнообразны. Посмотрите любой фильм или современную книгу, женщина выведена на первый план, поэтому и в Яг-Морте три основных персонажа: Ёма, Райда и Мада, вокруг которых вращается сюжет. Яг-Морт и Туган - это самостоятельные персонажи, которые действуют и развиваются, но при этом они ведомые", - рассказал хореограф-постановщик Александр Рюнтю.
Спектакль в новом видении стал более гуманным, более мягким. Отчетливей и многограней - линия любви, более гуманным стал и финал. Нельзя не заметить, что и сама подача стала более современной, в пятой редакции "Яг-Морта" задействованы все современные театральные технологии – видеопроекция, новые световые решения, дополненная реальность, режиссерские и хореографические приемы классического и современного балетного театра.
Коми-национальный балет "Яг-Морт" впервые был поставлен в 1961 году. Это время было эпохой покорения человеком природы, освоения земных богатств, подчинения себе стихий земли и неба. Человек не просто осваивал лес, но был его завоевателем и победителем.
Прошло 60 лет, и все кардинально изменилось: теперь лес нуждается в защите и бережном отношении. Одна из острейших проблем современного мира - защита природы и экология цивилизации. Единственный национальный балет эко-республики не может не откликнуться на актуальную сегодня тему бережного отношения к природе.
Так, пролог балета начинается с упоминания "кодекса охотника", по которому коми люди жили вплоть до конца 80-х годов и который учил их мирному сосуществованию с природой, уважительному, бережному и благодарному отношению к лесу. В спектакле изменяется полюс основного конфликта "человек и лес", меняется понятия положительного и отрицательного начала, образы ключевых персонажей.
В новой редакции Яг-Морт – это не злобное лесное чудище, которого боятся и ненавидят люди. Яг-Морт - это сам лес, это парма, которая дает человеку жизнь. Образ Яг-Морта как владыки, хозяина леса, становится многогранным, сложным, притягательным, он не перестает быть грозным и местами опасным, но также показывает и свою беззащитность, свою уязвимую красоту.
В новой редакции более ярко прочерчена линия любви. Чувства Яг-Морта к Райде - это трагедия, потому что он - существо иного мира и Райде не место рядом с ним. Важно и то, что Райда теперь - не просто очередная жертва лесного демона, но его единственная и недосягаемая возлюбленная. В "Яг-Морте" в лучших традициях романтического балета сталкивается два мира – земной, человеческий и "потусторонний" - мир леса.
"Это моя первая крупная партия, конечно, было сложно, как с любой новой постановкой, нужно было продумать все до мелочей - и технику, и хореографию, и эмоциональную составляющую. Мне помогло то, что мой персонаж мне был близок, мои черты характера пересекаются во многом с характером моей героини", - рассказала солистка, исполнительница главной роли Райды Анастасия Лебедик.
Меняется и финал балета – вместо жестокого убийства лесного чудища, как заканчивались все предыдущие редакции спектакля, происходит примирение Яг-Морта и людей, понявших, что нужно беречь свой мир, леса, воздух, воду, все несметные богатства этого края. Человек заключает завет с хозяином леса о мирном и уважительном сосуществовании.
Помимо острой экологической проблемы, сегодня актуальной стала и тема любви к родной земле, национального самосознания, возврата к истории, корням, к культуре малой родины, возрастает интерес к ее фольклору, самобытности, обычаям.
Так, например, ЮНЕСКО уже более 10 лет проводит Всемирную Фольклориаду в столицах стран мира, во время которой представители всего земного шара собираются, чтобы показать богатство и разнообразие музыкальной культуры, кухни, прикладного искусства своего народа. И национальный балет "Яг-Морт" - это синтез народной культуры, своего рода визитная карточка Коми земли.
"Нам необходимо было "подружить" 21 век с советским театром, а точнее свет, декорации и видеоряд. Есть несовпадения по глубине, по проекции, стараемся адаптировать", - рассказал Александр Рюнтю.
Любопытно, что оригинальный хореографический текст не сохранился, но в балет включены реплики оригинальной хореографии, восстановленной со слов и воспоминаний первых исполнителей балета, в том числе первой исполнительницы роли Райды Ольги Коханчук.
Особое внимание в балете уделяется визуальному ряду. Чтобы показать красоту коми природы, в спектакль введены разные времена года, и зритель путешествует из зимы в лето. Очень много внимания уделено волшебной красоте леса, который, в отличие от первой редакции, будет не мрачным логовом чудовища, а прекрасным лесным царством, богатым и щедрым. Для достижения максимального эффекта в спектакле задействованы современные театральные технологии.
При работе над спектаклем было принято решение раскрыть все купюры музыкальной партитуры и отменить все многочисленные изменения, которые претерпела музыка за долгую жизнь спектакля, и привести структуру сцен в соответствие с историческим оригиналом и замыслом композитора. Была проведена большая работа по восстановлению партитуры и ее аранжировке.