Школы в Коми нуждаются в более качественной охране. Об этом речь шла сегодня, 6 апреля, на рабочем совещании Комитета по законодательству и местному самоуправлению в Госсовете РК.
Поводом для сбора заинтересованных сторон за круглым столом послужило обращение охранного предприятия в республиканский парламент. Организация, занимающаяся охранными услугами на территории Коми, поставила вопрос о ненадлежащем объеме и качестве таких услуг в образовательных учреждениях республики.
Председатель комитета Илья Семяшкин заявил, что самое главное в этом вопросе – это качество оказываемых в школах услуг по охране. Задача заключается в том, чтобы разобраться, каким образом при исполнении федеральных законов (№44 ФЗ и №233 ФЗ), регулирующих цену контрактов на охранные услуги, не потерять в качестве охраны в образовательных организациях региона.
Замминистра образования, науки и молодежной политики РК Максим Ганов проинформировал: во всех крупных муниципалитетах организована физическая охрана специализированной организацией. Однако, к сожалению, в сельских районах, а также в отдаленных и труднодоступных, нет подразделений Росгвардии, и есть проблемы с наличием охранных предприятий.
Остается еще несколько муниципалитетов, в которых не выведен пункт единой диспетчерской службы Росгвардии. Вопрос решается, в том числе, альтернативным размещением и подключением тревожной кнопки через ЕДДС и Системы-112.
На протяжении двух лет совместно с Росгвардией Минобраз прорабатывал вопрос о разработке типового контракта по оказанию охранных услуг, и в 2020 году он был утвержден.
По словам М. Ганова, зачастую в конкурсах по оказанию охранных услуг побеждают малочисленные организации, не имеющие филиалов в районах и городах и оказывающие услуги, которые не всегда соответствуют требованиям.
"Зачастую охранники не входят в штат этих организаций, не имеют удостоверение охранника, что является нарушением и может привести к отзыву лицензии", - отметил замминистра.
По информации Минобраза, сегодня в республике почти 35% образовательных организаций охраняются частными охранными предприятиями. Квалифицированной охране подлежит примерно 60% объектов от их общего числа.
Основная проблема, с которой сталкивается министерство, связана с двумя вещами.
Во-первых, необходимостью решения вопроса финансового обеспечения ЧОПов. Во-вторых, проблема связана с отсутствием частных охранных организаций, которые были бы готовы взять под охрану все объекты в республике.
Руководитель администрации Печорского района Валерий Серов по ВКС заметил, что федеральный закон №44 "замечательный" и органы местного самоуправления поставлены в такие условия, когда решающим фактором является наименьшая цена, и это негативно отражается на безопасности в школах и детских садах.
"У каждого из нас дома стоит железная дверь, и никто не экономит на своей безопасности. Но когда мы переходим к вопросу оказания охранных услуг в образовательных учреждениях, то перед нами предстает "нормативная ситуация", которая позволяет компаниям экономить на безопасности детей", - высказался глава Печоры.
В. Серов рассказал о ситуации, возникшей на днях в школе №2. По его словам, там охраннику стало плохо, группа быстрого реагирования предприятия не приехала, и сотрудникам Росгвардии пришлось взять на себя ответственность, прибыв в школу по тревожной кнопке, чтобы подменить охранника, за услуги которого муниципалитет уже заплатил.
В качестве одного из предложений Печора высказала следующее: создать такие условия, чтобы "мы сами выбирали и привлекали более качественные фирмы для охраны".
Представитель охранного предприятия, обратившегося в Госсовет РК, Олег Ратников также высказался по вопросу.
Особое внимание ЧОП обратил на заключение контрактов с охранными организациями из других регионов, на стоимость по оплате услуг охранника – 118 рублей в час, что говорит о том, что "законодатель сэкономил на детях".
Минимальные цены контрактов не позволяют охранным организациям выплачивать минимальную заработную плату сотрудникам и платить налоги. Представитель ЧОП также задался вопросом о регулировании начальной цены контрактов и ее формирования.
По его словам, все эти моменты и приводят к тому, что персонал – без соответствующей квалификации, не уплачиваются налоги, а организации не могут обеспечить школы надлежащими охранными услугами.
"Нарушается налоговое и трудовое законодательство. Происходит нарушение лицензионных требований: работают граждане, не имеющие квалификации охранника, не проходящие ежегодные медицинские осмотры и проверки", - считает О. Ратников.
По его словам, крупные охранные структуры, имеющие высококвалифицированный персонал, не могут быть конкурентоспособными на таких торгах. В связи с чем, представитель ЧОПа высказал ряд предложений.
Во-первых, "заложить" в техзадание контрактов положения, которые "просто отсекут" возможность ЧОПам из других регионов участвовать в торгах. Во-вторых, разработать дополнительную методику на уровне Минобраза по торгам: собрать закупочную комиссию, которая устанавливала бы предельный размер цены на охранные услуги. В-третьих, создать в муниципалитетах постоянно действующие комиссии от Минобраза, которые был занимались вопросами исполнения контрактов.
По информации, озвученной республиканским Управлением Росгвардии, в 2019 году ведомство выявило 85 административных правонарушений при оказания охранных услуг, а в 2020-м – уже 96.
Основные нарушения связаны с допуском к обеспечению охраны в школах граждан, не обладающих статусом охранника.
Росгвардия предлагает Минобразу обязать руководителей школ ежедневно контролировать охранника, в частности, проверять наличие удостоверения, знать его статус, обращать внимание на внешний вид и состояние сотрудника, проверять наличие профилактической информации при входе в школу.
Председатель Госсовета РК Сергей Усачёв подчеркнул, что проблема свидетельствует о необходимости усовершенствования законодательства.
И. Семяшкин предложил участникам встречи внести в Госсовет РК предложения по вопросу, чтобы в будущем принять соответствующее решение.