Глава Коми Владимир Уйба принял участие в совещании по организации регулярных судоходных контейнерных линий и каботажных перевозок по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток. Совещание провёл заместитель председателя Правительства Российской Федерации Юрий Трутнев.
Для Республики Коми организация контейнерных перевозок по Северному морскому пути является крайне важным направлением, способным придать новый импульс развитию экономики региона и помочь кардинально нарастить промышленный потенциал.
Летом 2020 года Республика Коми стала первым субъектом Арктической зоны Российской Федерации, оказавшим в инициативном порядке помощь "Русатом Карго" по анализу потенциала формирования "обратной грузовой базы", необходимой для окупаемости Северного морского пути.
Значительный потенциал для заполняемости контейнерных перевозок отмечен в лесной (деревообрабатывающей) промышленности (в интересах рынков Азиатско-Тихоокеанского региона). Высоким потенциалом для перевозок по СМП обладает собственная минерально-сырьевая база региона (нефть, газ, уголь, бокситы, титан, горнорудные материалы), а также продукция целлюлозно-бумажной и полимерной промышленности.
Только первичная оценка показывает, что Республика Коми обладает потенциалом формирования не менее 10% всего объёма обратной грузовой базы СМП (без учёта транзита).
В то же время для вывоза этой грузовой базы необходимо расширение транспортного сообщения для подхода к портам СМП. Для Республики Коми базовыми инфраструктурными проектами по расширению таких транспортных коридоров являются "Северный широтный ход" и "Баренцкомур" со строительством порта "Индига".
Северный широтный ход позволит снизить затраты на транспортную составляющую для вывоза нефти и газа на азиатском и европейском направлениях. В рамках проекта будет создано более 2 000 рабочих мест, две трети из которых придутся на Республику Коми.
Проект "Баренцкомур", предполагающий строительство железнодорожной магистрали Сосногорск – Индига, которая соединит Индигу, Сосногорск, Троицко-Печорск, Полуночное и Сургут, закреплён в Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации и в стратегии развития наших соседей – Ненецкого автономного округа – до 2030 года.
В настоящее время ведётся работа по созданию на территории моногорода "Воркута" Арктического медицинского кластера для обслуживания контингента проходящих судов (в соответствии с международными стандартами). Подписано соглашение с ПАО "Мегафон" об участии Республики Коми в проекте строительства подводной арктической волоконно-оптической линии связи "Арктик Коннект" с тем, чтобы обеспечить городскую и промышленную инфраструктуру в Воркуте доступной, надёжной и качественной связью.
"Решение сегодняшней задачи по организации регулярных судоходных контейнерных линий и каботажных перевозок по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток, это так называемый Большой Северный морской путь, считаю критически значимым условием для решения задачи завтрашней – раскрытия промышленного, логистического (транзитного) и сервисного потенциала как Республики Коми, так и субъектов Российской Федерации, располагающихся южнее нашего региона и не имеющих прямого выхода к морю, но имеющих разветвлённое транспортное [речное, железнодорожное, автомобильное, - прим.] сообщение с Республикой Коми, что позволит нам совместно сформировать нужный для окупаемости Северного морского пути объём обратной грузовой базы, а также даст нам выход на Большой Северный морской путь", - прокомментировал Ггава Республики Коми Владимир Уйба.