У муниципалитетов Коми есть желание возрождать судоходство по рекам республики. Директор АНО "Большая арктическая регата" Станислав Корякин проанализировал состояние судоходства на реках Северо-Западного федерального округа и поделился выводами с участниками рабочей группы по дальнейшему развитию межрегионального историко-культурного и туристского проекта "Серебряное ожерелье России".
"История показывает, что речное сообщение в Коми было развито очень хорошо. Анализ тех маршрутов, которые были, показывает, что судоходство в республике пользовалось популярностью во многих направлениях. В 2021 году была попытка его возродить: к причалу у Сыктывкара прибыли на круизном теплоходе "Николай Яковлев". Эксперимент прошел успешно и теплоход без проблем доплыл до Сыктывкара по Вычегде, а потом Сысоле. Однако после проект пришлось свернуть из-за ряда ограничений", - отметил Станислав Корякин.
По словам Станислава Корякина, у АНО "Большая арктическая регата" был опыт совместной работы с Республикой Коми и проведения ряда мероприятий.
"По роду деятельности я общался с несколькими главами муниципальных образований республики и могу сказать, что запрос на проекты на воде есть, но при этом он связан больше с маломерным флотом, так как пиковую нагрузку реки республики не выдержат. В целом, мы проанализировали ситуацию с судоходством на всем Северо-Западе и может заявить, что в СЗФО рейсовое круизное судоходство умерло. Однако возможность его возродить есть", - пришел к выводу Станислав Корякин.
Также он отметил хорошее состояние гидротехнических сооружений, но практически полное отсутствие инфраструктуры, которая позволила бы развивать речное судоходство - мало заправок для водного транспорта, имеющиеся причалы в плохом состоянии, есть сложности и в нормативном регулировании судоходства.
"Маломерный флот развивается там, где есть инфраструктура", - подчеркнул докладчик.
Инициативу развития судоходства поддержала замгубернатора НАО Татьяна Логвиненко. Она отметила, что у северного региона до сих пор нет дороги до "большой земли", а трасса Усинск - Нарьян-Мар только строится, поэтому если в холодное время выручает зимник, то летом порой единственная возможность для передвижения - это реки, в частности, Печора.
В свою очередь, заместитель полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева отметила сложности судоходства на Северо-Западе, к которым, в первую очередь, относится короткий навигационный период. По ее словам, для СЗФО, где имеется много судостроительных предприятий, это очень актуальная тема, однако необходимо предварительно просчитать финансовую модель, насколько это будет выгодно в каждом конкретном случае и только после этого принимать решение о поддержке судоходства в регионе.