Несмотря на простой в 2020 году в связи с пандемией отдельных отраслей и предприятий лесопромышленного комплекса, промышленность сохранила инерцию развития и по итогам года в денежном выражении достигла тех же показателей, что и за предыдущий период.
Об этом шла речь на стратегической сессии "Лесопромышленный комплекс Республики Коми", которая впервые стартовала в Сыктывкаре 11 марта. Спикер сессии, представитель Минпромторга РФ Григорий Гусев подробнее рассказал о мерах государственной поддержки проектов по глубокой переработке древесины и о ситуации в ЛПК страны в целом.
Как отметил Г.Гусев, Коми для ведомства является ключевым регионом и демонстрирует четкое, конструктивное взаимодействие.
Лесопромышленный комплекс РФ
В 2020 году в РФ экспорт лесной продукции вырос на 8%. Это большие темпы. При этом вырос и импорт.
Лесозаготовка осталась на том же уровне, что и в 2019 году. Но экспорт круглого леса снижается.
Больше всего в стране произведено пиломатериалов. На втором месте находится ЦБК и картон. В этом, как отметил Г.Гусев, большая заслуга столицы Коми. Мебель занимает третье место по объемам производства в России, которая заняла рынки Европы и Северной Америки.
Отрасль тянут вверх целлюлоза, бумага и картон, а также топливные гранулы.
В структуре экспорта наблюдается взрывной рост, что могут подтвердить представители регионов. Значения достигли экстремальных отметок на внешних рынках. Объяснить явление никто не может, но все активно зарабатывают.
Структура экспорта - пиломатериалы, целлюлоза, картон, фанера, топливные гранулы, которые наращивают свою долю и уже занимают 3% от объема всего экспорта. В денежном выражении это 300 млн долларов.
Руководство Минпромторга сегодня держит на контроле выполнение такой задачи как увеличение доли ЛПК в структуре ВВП страны до полутора процентов. Доля увеличивается, это происходит благодаря тому, что ЛПК растет быстрее, чем российская экономика.
Меры поддержки
Республика Коми - очень активный пользователь субсидий. Предприятия прекрасно знают о всех действующих мерах.
На что обращено самое большое инвестиционное внимание, подробнее рассказал Г.Гусев.
СЗПК: соглашение о защите. Во-первых, это соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Его основа – стабилизационная оговорка. Инвесторы получают возможность реализовывать инвестиционные проекты, основываясь на гарантии государства не применять акты, например, о налоговой нагрузке, которые могут ухудшить их положение. Во-вторых, возмещение инфраструктурных затрат.
Сейчас Минпромторг в ручном режиме ведет работу с четырьмя ЦБК, в том числе с двумя на Северо-Западе.
Перед государством стоит задача агрессивного наращивания инфраструктуры. Поэтому если инвестор строит инфраструктуру общего пользования, ему возмещается до 100% всех затрат через будущие налоговые платежи. Если строится дорога для предприятия, возмещается до 50%.
СПИК: специальный инвестиционный контракт. Соглашение с инвестором по конкретной технологии. От Коми уже есть несколько заявок.
Кластеры: это помощь для небольших предприятий, которые действуют внутри кластера.
Сейчас Минпромторг пытается нести измерения в ФЗ, которые позволят включить в кластерную политику лесозаготовку. Это позволило бы направить средства на снижение стоимости доставки древесины.
ПИПЫ: приоритетные инвестпроекты.
КППК: программа повышения конкурентоспособности компаний. Очень популярная мера. Она подразумевает дешевые деньги через банковские кредиты. Если сегодня средняя инвестиционная ставка - 8-9%, то для получателя меры поддержки она снижается до 3-5,5%.
Субсидия на транспортировку продукции: высоко оценивается государством и получателем.
Но в металлургии, например, эта мера привела к тому, что на Западе предприятия обвинили в нарушении конкуренции, поэтому там повышают ставки ввозных пошлин. ЛПК это пока не касается.
В 2021 году планируется беспрецедентное финансирование - 18 млрд руб (было 10 млрд).
Мера поддержки компаний, которые не перерабатывают лесную продукцию: приобретение оборудования для переработки древесины под 1%.
Второй кейс, который пока согласовывается, - это приобретение техники российского производства под 1%.