По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2020 года вырос на 18,1% (или 383 млрд рублей) и на 1 января 2021 года составил 2,496 триллиона рублей. Наибольший вклад в его рост внесли Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область и Кемеровская область – на эти четыре региона пришлось более половины общей суммы прироста.
По данным РИА-Рейтинг, в 39 регионах РФ государственный долг на 1 января 2021 года превышал 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 20 субъектах РФ госдолг превышал 70% налоговых и неналоговых доходов.
По состоянию на 1 февраля 2021 года, в разрезе СЗФО, по отношению суммарного госдолга к общему объему налоговых и неналоговых доходов, Республика Коми находится на 7 месте с показателем в 47,1 %. Лидером рейтинга является Ленинградская область с показателем соотношения 2,2%, следом за ней идут Санкт-Петербург (13,7%), Ненецкий автономный округ (15%), Мурманская (19,7%), Вологодская (24%) и Калининградская (42%) области.
Большее, чем в Коми, значение показателя имеют Архангельская (66,8%), Новгородская (67,1%), Псковская (80,2%) области и Республика Карелия (81%).
По состоянию на 1 марта государственный долг Республики Коми составил 34 561,4 млн. рублей, что составляет 53 % от утвержденного объема налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета.
Из них 11 694,9 млн. рублей составили бюджетные кредиты, привлеченные в республиканский бюджет Республики Коми из федерального бюджета.
8 700,0 млн. рублей – коммерческие кредиты. В частности, это 5 привлеченных кредитов от Сбербанка, в соответствии с заключенными государственными контрактами.
Самую крупную часть долга – 14 166,5 млн. рублей – составляют государственные ценные бумаги Республики Коми. В долговом портфеле находятся 3 выпуска, сроки погашения варьируются от 2021 до 2024 года.
Напомним, у Коми уже имеется положительный опыт работы с государственным долгом. Например, в 2016 году размер госдолга составлял 41,8 млрд. рублей или 78% от доходной части регионального бюджета. Вместе с тем, за счет планомерной и последовательной финансовой политики, уже в 2018 году впервые за долгое время удалось достичь профицита, когда доходы республиканского бюджета превысили его расходы, благодаря чему госдолг удалось сократить до 38%. А в 2019 году, вновь за счет профицита, удалось снизить республиканский госдолг до нового рекордного уровня в 33%.
Пандемия COVID-2019 внесла свои коррективы: вследствие вспышки коронавирусной инфекции, а также в связи с сокращением добычи нефти в соответствии с условиями ОПЕК плюс, доходы в бюджет резко сократились, одновременно произошло значительное снижение налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета по сравнению с 2019 годом, при этом возникли существенные незапланированные расходы, связанные с преодолением последствий пандемии и ее профилактикой. Чтобы выполнить все ранее заявленные социальные обязательства (выплату пособий, индексации пенсий и зарплат и т.д.) Коми, как и подавляющему большинству субъектов, пришлось брать кредиты, то есть вновь наращивать госдолг.
Для оптимизации государственного долга Минфин Коми использует долговые инструменты, которые позволяют минимизировать расходы на обслуживание государственного долга, в частности, использует возобновляемые кредитные линии, кредит федерального казначейства, привлекаемый под ставку 0,1 %, а также использует остатки средств с казначейских счетов, привлеченные на единый счет республиканского бюджета Республики Коми. Все это позволяет эффективно управлять государственным долгом в краткосрочной перспективе, выполняя все ранее принятые социальные обязательства.
Кроме того, у республиканского правительства есть основания рассчитывать на дополнительную помощь федерального бюджета в виде дотаций, аналогичную той, которая была предоставлена республике в 2020 году, и которая в дальнейшем может быть направлена на сокращение государственных заимствований.