Новости Республики Коми | Комиинформ

Ярослав Шапошников про замкнутый круг воркутинского ЖКХ: Усинский водовод, снегоуборочная техника, асфальтирование, управляющие компании

Ярослав Шапошников про замкнутый круг воркутинского ЖКХ: Усинский водовод, снегоуборочная техника, асфальтирование, управляющие компании
Ярослав Шапошников про замкнутый круг воркутинского ЖКХ: Усинский водовод, снегоуборочная техника, асфальтирование, управляющие компании
logo
Ярослав Шапошников про замкнутый круг воркутинского ЖКХ: Усинский водовод, снегоуборочная техника, асфальтирование, управляющие компании
Фото администрации Воркуты

Представляем вниманию читателей второй выпуск интервью с Ярославом Шапошниковым, которое на этот раз посвящено жилищно-коммунальному и городскому хозяйству. Сегодня речь пойдет о безопасности тепло- и водоснабжения, новом взгляде на решение проблемы нехватки специализированной техники в условиях бюджетного дефицита, обновлении уличного освещения и пересмотре подходов в работе управляющих компаний.

Напомним, цикл интервью с врио главы – руководителем администрации города Воркута посвящен проблемам и перспективам Заполярья, жизненно важным темам развития муниципалитета. Позади беседа о городской экономике и финансах, на очереди – социальная отрасль.

– Ярослав Анатольевич, как вы оцениваете состояние теплосетевого хозяйства муниципалитета, какие есть проблемы и возможные пути их решения?

– Вопросы тепло- и водоснабжения Воркуты как арктического города остаются стратегически важными. В настоящее время транспортировкой теплоносителя от основных теплоисточников – ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ЦВК до потребителя занимается наш МУП "Северные тепловые сети" (СТС). Кроме того, предприятие является ресурсогенерирующим и ресурсоснабжающим для поселков Заполярного, Елецкого и Сивой Маски. Именно передача на баланс СТС четырех неплатежеспособных поселковых котельных в 2016-м году отрицательно сказалась на экономических показателях предприятия, поскольку все они нерентабельны. Это была вынужденная мера.

Сейчас наша задача – сбалансировать экономику предприятия и минимизировать потери. В частности, рассматриваем вопрос подвода газопровода-отвода ко второму подъему Усинского водовода. Это позволит установить модульную котельную, которая будет генерировать менее затратный теплоресурс для его обогрева. Таким образом, затраты СТС будут снижены в три раза.

При этом газ можно использовать для газогенераторных установок и уйти от дорогой сетевой электроэнергии, используя ее только в качестве резервной. У водовода самая затратная статься расходов – электропотребление. Снижение ее себестоимости почти в два раза будет серьезным аргументом для потенциальных концессионеров.

– Проблемы Усинского водовода многолетние, каким вы видите выход из сложившейся ситуации?

– Важно, что предприятие, которое сейчас обслуживает водовод, арендует муниципальное имущество, что дает нам возможность начать все, как говорится, с чистого листа и, если не решить все проблемы, то сделать более надежной работу водовода. Сегодня мы видим спасение ситуации только в инвестиционных программах через концессионное соглашение. Именно этот сценарий позволит привести объект в нормативное состояние.

Я не говорю сейчас про многомиллиардные вложения на одномоментный ремонт водовода, замену труб и т.д. Параметры концессионного соглашения долгосрочны, что делает их привлекательными для банков. В стране есть определенные организации, ориентированные на поддержку и финансирование инфраструктурных проектов. И этот механизм, действительно, работает. Сейчас мы изучаем деятельность одной известной российской корпорации, реализующей инфраструктурные проекты в разных регионах, при поддержке крупного банка.

Уже подготовлена первичная информация об экономическом потенциале Усинского водовода, который, как я уже говорил выше, можно повысить при газификации объекта. Кроме того, Воркута – опорная точка Арктики, это бренд, и он тоже немаловажен для инвесторов.

– Не так давно вы поднимали тему энергосервисного контракта (модернизация уличного освещения). На какой стадии он находится сегодня?

– Аналогичные контракты уже работают в разных городах России – нам остается воспользоваться этой практикой. Суть энергосервисного контракта в том, что подрядная организация берет на себя полный комплекс работ по автоматизации и обслуживанию системы уличного освещения, замене оборудования на более современное и энергосберегающее.

В свою очередь муниципалитет несколько лет оплачивает затраты компании по энергопотреблению в объемах их предыдущей стоимости. Мы получаем светлые улицы, подрядчик – прибыль от экономии.

Мой зам по вопросам ЖКХ Ирина Зиберт уже завершает анализ и калькуляцию необходимых работ – замена старых ламп ДРЛ, светильников, частично установка новых опор освещения. Как только получим конечные цифры, предоставим их через конкурсные процедуры заинтересованным компаниям. Они уже есть: основные конкуренты в России – МРСК и Ростелеком. Также в процесс включились еще три менее крупные компании.

– Один из проблемных вопросов Воркуты – содержание дорог. Асфальтирование, уборка снега. Есть варианты для решения этих проблем?

– Знаю, что глава Коми Владимир Уйба поднимал вопрос о приобретении специализированной дорожной техники для Воркуты. Безусловно, без финансовой поддержки региона сделать это будет довольно сложно, но нужно искать выходы и самим пробовать решать свои проблемы.

Сейчас, скажем так, главный помощник для нас – закон об Арктической зоне, который предусматривает различные механизмы поддержки деятельности предприятий в Арктике, в том числе межмуниципальные организации. Наша цель, сделать так, чтобы эти организации стали резидентами арктической зоны и получали все предусмотренные законом преференции, начиная от налоговых льгот и заканчивая правом применять в своей деятельности процедуру свободной таможенной зоны при закупке снегоуборочной и иной дорожной техники. Соответствующие предложения были переданы главе республики для включения в план реализации стратегии социально-экономического развития Коми.

IMG_2524.JPG

Так, МБУ "Специализированное дорожное управление" при форматировании его деятельности в новом механизме также может войти в число таких предприятий, что позволит приобретать новую технику, чтобы более качественно ремонтировать и обслуживать улично-дорожную сеть.

Но самое главное – "СДУ" сможет более широко оказывать услуги и сторонним организациям, а не только муниципалитету. Это позволит увеличить доход предприятия по внебюджетной деятельности, который можно направлять на дальнейшее развитие, а также рост заработной платы работников.

Плюс наполнение муниципального парка спецтехникой даст возможность при наличии средств проводить в летний период больший объем работ по асфальтированию дорог и дворов, что напрямую отражается на комфорте жителей, внешнем виде Воркуты.

При этом нужно заниматься не только решением вопроса с техникой, но и с производством асфальта. Наш завод не дает большие объемы. Мы вынуждены обращаться к сторонним организациям, а это минус из бюджета. Нужно понимать, что эффективность использования бюджетных средств состоит в том, чтобы с минимальным их привлечением получить максимальный эффект.

– Насколько сбалансированной является работа управляющих компаний, в чем есть недоработки?

– Сравнивать работу местных УК и жилищников центральной полосы России нельзя. Арктический суровый климат накладывает отпечаток на деятельность предприятий всех сфер. Конечно, пурги, снег, морозы усложняют работу управляющих компаний, и ее внешний показатель не всегда радует воркутинцев, поскольку оперативно привести дворы и проезды в порядок после пурги с помощью арендованной техники довольно сложно и очень дорого. И техники не хватает, и машино-час дорогой.

Полагаю, есть смысл в будущем увязать работу УК с техникой "СДУ" в рамках нового механизма, которые также могут стать резидентом Арктической зоны.

Один из вариантов – создание межмуниципального хозяйствующего общества через городские Советы Воркуты и, например, Инты. Законодательно это возможно, но этим способом мало кто пользуется в России. Для обсуждения моей инициативы в марте мы приглашаем в Воркуту главу Инты.

Поскольку в местных управляющих компаниях работает много людей, объединение их в хозяйствующее общество – резидента Арктической зоны – позволит снизить налоговую и инвестиционную нагрузку по некоторым направлениям до шести-десяти раз. Высвобождающиеся денежные средства можно будет направить на повышение качества услуг: приобретение техники, обслуживание домов, ремонт коммуникаций, расчистку дворов и пр. Не секрет, что в жилищно-коммунальной отрасли уровень заработной платы тоже не высок.

Мэрия однозначно будет контролировать работу управляющих организаций, пользуясь законодательными инструментами. В идеале, все сводится к объединению сил, средств, и местному контролю, в том числе и со стороны депутатов горсовета.

Если резюмировать беседу, то все вышеобозначенные темы и проблемы, по сути, замкнутый коммунальный круг, по которому город вынужден идти уже много лет. Главная причина – недофинансирование отрасли. Но будем честны, средств в нужном размере нам вряд ли кто-то даст. Будем рассчитывать на себя и на законодательные новеллы, которые дают преференции для резидентов Арктической зоны. Наша общая с депутатами задача – грамотно и своевременно всем этим воспользоваться.

Материалы по теме:

Ярослав Шапошников: "Уверен, новые механизмы помогут сделать экономику воркуты конкурентоспособной" https://vk.com/wall-57637199_12055

Ярослав Шапошников: "Одна из первостепенных задач – наполнение городского бюджета" https://vk.com/wall-57637199_11303