Сыктывкарка взыскала 165 тыс. рублей за незаконное уголовное преследование.
Жительница столицы Коми обратилась в суд с иском к Минфину РФ о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, в размере 200 тыс. руб. Она указала, что в отношении нее вынесено постановление о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях состава преступления.
Установлено, что следователь сыктывкарского следственного отдела в отношении горожанки возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 139 УК РФ по факту незаконного проникновения в жилище, совершенное против воли проживающего в нем.
В рамках дела женщина допрашивалась в качестве подозреваемой, а позже - обвиняемой и была привлечена в качестве гражданского ответчика, давала письменные объяснения. Затем следователь вынес постановление, и уголовное дело и преследование по нему было прекращено. Оказалось, что в действиях женщины отсутствовал состав преступления.
В своем решении суд отметил, что вред, причиненный в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора или суда. А право на возмещение вреда возникает при ряде условий, в том числе за отсутствием состава преступления.
Суд нашел доказанным факт того, что сыктывкарке был причинен моральный вред в связи с уголовным преследованием. Соответственно, есть основания для взыскания в ее пользу определенной суммы.
Так, при определении размера компенсации суд учел нравственные страдания женщины, вызванные тяжестью предъявленного обвинения, количеством следственных действий и проч.
Суд решил: взыскать с Российской Федерации в лице федерального Минфина в пользу женщины компенсацию морального вреда 165 тыс. руб. Эта сумма, по мнению суда, разумна и справедлива, соответствует установленным обстоятельствам дела.
Решение суда не вступило в законную силу.