Новости Республики Коми | Комиинформ

Как распознать кибермошенников

Как распознать кибермошенников
Как распознать кибермошенников
logo
Как распознать кибермошенников
Фото из архива ИА "Комиинформ"

Основной тренд 2020 года, когда деловая активность и интересы людей на фоне пандемии сосредоточились в онлайн-пространстве, это миграция мошенников в Интернет. Темы COVID-19, компенсаций от государства, выплат, снижения налогов, изменения условий по кредитным договорам активно использовались злоумышленниками этой весной.

Количество преступлений, связанных с кибермошенничеством, в России резко выросло. Так, по данным Банка России в стране общий объем операций, совершенных без согласия клиентов, в I и II кварталах этого года составил примерно 4 млрд рублей, из них банки вернули клиентам около 485 млн рублей. Было зафиксировано более 360 тыс. несанкционированных операций.

Существенный рост киберпреступности был отмечен при покупках товаров и услуг в Интернете. В первом полугодии по инициативе Банка России было заблокировано более 4,7 тыс. сайтов, созданных с целью хищения денег у граждан.

Количество заблокированных по инициативе Банка России мошеннических телефонных номеров за первое полугодие 2020 года выросло почти в 4 раза относительно того же периода прошлого года и составило почти 10 тысяч. Порядка 80% злоумышленников звонили людям якобы от лица различных финансовых организаций, при этом использовались технологии подмены телефонных номеров.

Республика Коми в этой ситуации не стала исключением. Случаи, когда мошенникам удается увести деньги со счетов наших жителей, к сожалению, фиксируются на регулярной основе.

В период ограничений, связанных с распространением коронавируса, злоумышленники использовали способ активной безадресной финансовой рекламы. Поставщики псевдофинансовых услуг активно размещали рекламу, в которой собственно финансовые услуги напрямую не предлагались. Она не несла никаких конкретных сведений о способе заработка или инвестиций, а содержала призывы, к примеру, "Зарабатывай с нами!".

В интернете также можно встретиться с рекламой, которая обещает вернуть потерянные на финансовом рынке деньги. Схема таких мошенников очень проста: сначала они предлагают потенциальному клиенту бесплатную консультацию, заверяют в успехе, оперируя фальшивыми отзывами "довольных клиентов", убеждают оплатить услуги и обещают подготовить документы для возврата всей потерянной суммы. Некоторые из них утверждают, что действуют от имени государственных органов. Но зачастую эти фирмы не ведут никакой реальной деятельности и, получив деньги, сразу перестают выходить на связь.

Телефонные мошенники на фоне коронавируса также повысили ставки. Теперь с похищения денег с банковских карт они переключились на депозиты граждан, где, как правило, хранится гораздо больше средств, чем на остатках по карточным счетам. Сценарий "с вашего счета перевели деньги" трансформировался в новый — "есть угроза вашему депозиту". Суть в целом осталась та же — для того, чтобы защитить деньги, их нужно перевести на якобы безопасный счёт. Для этого жертва либо должна сообщить данные карты, коды из СМС и т.д., либо самостоятельно перевести деньги. Это смещение интереса означает, что в массовом сегменте, где доход мошенника зависел скорее от количества обзвонов, прибыльность начала снижаться.

Появилась также сложная многоступенчатая схема для выманивания денег, в которой фигурируют не только службы безопасности банков, но и бюро кредитных историй (БКИ).

Сначала мошенник звонит клиенту от имени сотрудника БКИ и говорит, что несколько банков якобы запросили его историю перед выдачей кредита. Поскольку человек отрицает, что подавал заявки в банки, его наводят на мысль, что кто-то другой пытается взять кредит от его имени по поддельному паспорту.

Затем аферисты предупреждают о том, что передадут информацию о попытке подлога в банки и просят дождаться звонка от банковской службы безопасности. Через пару минут звонит "сотрудник банка" и подтверждает, что "преступники пытались оформить кредит" на имя этого человека.

Чтобы "противостоять злоумышленникам", человека убеждают совершить зеркальные действия — подать онлайн-заявку на кредит, а затем перевести деньги на "безопасный счет", на самом деле — мошеннический. В итоге человек оформляет онлайн-кредит и остается без этих заемных денег.

Чтобы не стать жертвой преступников Банк России предлагает ориентироваться на следующие основные признаки телефонных мошенников:

  1. Неожиданный звонок или СМС незнакомца, кем бы он ни представился — сотрудником банка, полиции или магазина, — это уже повод насторожиться.
  2. Разговор касается перевода денег, и собеседник под любым предлогом просит совершить транзакцию на какой-то безопасный счет, оплатить некий налог, бронь, штраф, заплатить залог, аванс и так далее.
  3. Якобы очень выгодное предложение — призы, любые выплаты, уникальные условия по кредитам и депозитам, инвестиционные продукты, обещающие огромную доходность. Либо наоборот — попытки запугать возможной потерей денег.
  4. Собеседник пытается под любым предлогом узнать данные банковской карты — номер, трехзначный код на ее обратной стороне, ПИН-код, а также код из СМС или персональные данные.
  5. Моральное давление, требование немедленно принять решение о переводе денег или сообщении данных карты.

Настоящий сотрудник банка или любой другой организации никогда не запрашивает у человека какие-либо данные его карты.  Поэтому, если вам поступил звонок из банка, в любом случае лучше самостоятельно перезвонить в банк по номеру телефона, указанному на его сайте или банковской карте, и уточнить причину звонка.

Будьте бдительны, не поддавайтесь на уловки мошенников!