В октябре театр оперы и балета Коми заявил о том, что в Сыктывкар едет новый балетмейстер. Заслуженный артист России, ведущий солист Большого театра России Андрей Меркурьев сменил Марианну Рыжкину в разгар пандемии. О том, с каким настроением он вернулся в Сыктывкар, что изменилось в его жизни за время разлуки с родным городом, главный балетмейстер рассказал в интервью "Комиинформу".
-Андрей, вы хорошо знаете предыдущего балетмейстера театра Марианну Рыжкину. Удалось ли пообщаться в тот момент, когда вы сменяли друг друга, почему так произошло?
- Мы в одно время с Марианной Рыжкиной служили в Большом театре России. Много совместной работы было и вне театра: гала-концерты, гастроли, участие в проектах, спектакли в других театрах. Перед моим отъездом в Сыктывкар мы встретились в Большом. Она спросила: "Ты еще здесь?". Я сказал: "Да, еще не уехал".
- А что для вас значит перенять эстафету главного балетмейстера? Сохранять все, что наработано, или все-таки экспериментировать?
- Моя задача, в первую очередь, – сохранить балетный репертуар театра, больше уделять внимания качеству спектаклей. Поэтому такие спектакли, как "Жизель", "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Баядерка", безусловно, останутся в афише нашего театра, так как классика вечна и как ничто другое держит в форме балетного артиста.
Параллельно заниматься новыми работами, приглашать хореографов и воплощать свои идеи, задумки, ставить авторскую современную хореографию. Как без нее в наше время? Современная хореография очень разнообразна. Если говорить про меня как постановщика современного репертуара, то я придерживаюсь классических канонов: задействую пальцевую технику, пуанты, поддержки и все то, чему меня самого учили в балетной школе – театре.
- Вы пришли в непростое время — период пандемии. Как пережили этот момент?
- В первый месяц, когда я пришел в театр, старался меньше всего думать о пандемии, потому что это все уже основательно надоело. Конечно, ситуация была сложной, но мы все это преодолели. Мы выпустили фестиваль "Золотые ласточки", показали запланированные спектакли, смогли подготовить и показать зрителю премьерный вечер моей авторской хореографии "Признание", совместную работу с финским композитором Туомасом Кантелиненом "Снежную интродукцию", и все это в рекордно короткие сроки.
- Какие ваши личные качества позволили этому свершиться?
-Я не знаю, спросите у кого-нибудь другого, лучше у артистов. Моя задача - вдохновить, подтолкнуть, повести за собой труппу. Приятно слышать от наших зрителей восторженные отклики о том, что артисты изменились, по-иному раскрылись. И для меня это уже маленькая победа! Я счастлив, что встретил здесь своих единомышленников, которым театр, искусство, развитие небезразличны.
-Вы родились в Сыктывкаре, но образование получили в Уфимском хореографическом училище. Поддерживаете ли вы с ним связь сегодня?
- Моё училище мне небезразлично, мы постоянно ищем точки соприкосновения, я принимаю участие в мастер-классах, круглых столах и т.д. Музею училища я подарил свои театральные костюмы. В свое время я учредил именную стипендию, поддерживающую талантливых детей.
- В таком случае вернемся в Сыктывкар. Очень важно, когда профессионалы такого уровня возвращаются в родной город. Интересно, с каким настроением и с какими мыслями вы уезжали из Сыктывкара и с каким настроем вернулись обратно? Был длительный период, когда вы работали в Санкт-Петербурге и Москве и все равно приезжали в столицу Коми выступать перед своими поклонниками.
- Судьба так распорядилась, что с 10 лет я стал самостоятельным взрослым человеком. Это было нелегко, строгая дисциплина, распорядок дня, все в училище расписано по минутам. Но в то же время я почувствовал себя свободным.
Спустя 8 лет я вернулся в родной город, в семью. Был принят в балетную труппу Театра оперы и балета Республики Коми, вышел в таких спектаклях, как "Жизель", "Дон Кихот", "Спящая красавица", "Сильфида". Я строил большие планы на будущее в Сыктывкаре, но все сложилось по-иному. Весной на фестивале "Сыктывкарса тулыс" мне посчастливилось познакомиться со звездами Большого, Мариинского, Казанского театров. Именно они и были теми людьми, которые сыграли решающую роль в моем дальнейшем творческом пути. И я отправился в Санкт-Петербург, был принят в труппу Театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского (Михайловского театра). Спустя 4 года меня пригласили в труппу Мариинского театра, где я прослужил 5 сезонов. Будучи солистом Мариинского театра, начал сотрудничать с Большим театром, где в паре со примами-балеринами Светланой Захаровой и Галиной Степаненко я исполнил партию Хозе в "Кармен-сюите" Бизе-Щедрина, а в дальнейшем вошел в состав балетной труппы Большого театра на положение ведущего мастера сцены.
Всего этого могло и не быть, если рядом не было бы тех людей, кому доверял я и кто верил в меня. Это мои педагоги, коллеги, друзья, поклонники, родители, которые всегда давали мне свободу выбора.
Сегодня все изменилось, сейчас можно работать в небольшом городе, театре и одновременно сотрудничать с разными труппами, быть приглашенным солистом театров не только нашей страны, но и мира.
Скажу честно, я второй месяц в Сыктывкаре, и чувствую себя в гармонии с самим собой. Вы спросите, почему? Я получил то, что я хотел, здесь я максимально реализую себя: занимаюсь педагогической деятельностью и выступаю балетмейстером, руководителем балета.
Мои родители остались в Москве, но в Сыктывкаре живет много родственников и друзей детства, они за меня переживают и счастливы, что я здесь. Это приятно.
- В вашей практике есть и драматические спектакли?
-Да, это было большим счастьем – прикоснуться к драматическому театру. И первым таким театром стал театр-студия SounDrama под управлением Владимира Панкова в спектакле "О.С.". Следующее неожиданное приглашение было от Аллы Сигаловой: принять участие в проекте Театра Наций - спектакле "Бедная Лиза" в паре с Чулпан Хаматовой. Наш творческий тандем Сигалова-Хаматова-Меркурьев сложился. Каждая из них вдохновляла, вела, учила и помогала по-иному находиться в сценическом пространстве. У нас и сегодня теплые, дружеские отношения. С этим спектаклем мы выступали на сценах российских и зарубежных театров.
А сегодня я сотрудничаю с драматическими театрами в качестве хореографа-постановщика.
Надеюсь, что и в Сыктывкаре мы совместно с театром драмы имени Виктора Савина придумаем и воплотим что-нибудь новое и интересное.
- Что бы вы хотели пожелать нашему зрителю?
- Наш театр находится в центре Сыктывкара, и хотелось, чтобы он был центром культурной жизни города и республики. Театр сегодня открывает свои двери для разных поколений, вкусов и предпочтений. В репертуаре театра представлены все музыкальные жанры, мы не останавливаемся на этом и продолжаем искать новые формы.
- Вы – наставник проекта "Культура для школьников". Расскажите немного о проекте и своей роли в нём?
- "Культура для школьников" - это совместный проект Министерства культуры и Министерства просвещения. Он направлен на вовлечение в культуру и искусство как можно большего числа людей. В первую очередь, детей и подростков. Это современный формат взаимодействия с молодёжью, когда с ребятами говорят на одном языке, а в обучении используют интерактивные и цифровые технологии. Например, акция, которая сейчас проходит, "Культурный марафон" - это онлайн-тест из 40 вопросов. Они и про редкие фольклорные находки, и про якутские мифы и брейк-данс, и про татарских лесных духов, и про Матранга с Земфирой.
В прошлом году во время "Культурного марафона" я сам провёл ряд творческих встреч и мастер-классов с обучающимися хореографического отделения Гимназии искусств при главе Коми им. Ю. Спиридонова, с артистами балета и воспитанниками Детской студии балета при Театре оперы и балета, с обучающимися хореографического отделения Школа искусств в Сыктывкаре и вижу, как дети тянутся к искусству, готовы трудиться и совершенствоваться.
Кстати, среди участников разыграют тысячу Яндекс. Станций Мини, а все, кто пройдут тест до конца, получат грамоты. В моё время такие сертификаты предъявляли при поступлении в ВУЗ, так что может пригодиться.
- Насколько важно, на ваш взгляд, внедрение подобных интерактивных форматов обучения в области культуры и искусства?
- Это очень важно. В первую очередь, потому что такое обучение сейчас доступно всем школьникам из любой точки страны. Не нужно из дома выходить, идти в библиотеку за книгой, можно включить компьютер и узнавать что-то новое. И в школах сейчас всё-таки не так много времени уделяют обучению по направлениям культуры и искусства. А такие образовательные форматы развивают творческое мышление подрастающего поколения. Это важно для воспитания талантов.