Эксперты ВШЭ предложили правительству провести "умную оптимизацию" численности госслужащих, которая основана на реальном кадровом положении в конкретном ведомстве. Предложения содержатся в докладе НИУ ВШЭ, который будет опубликован в понедельник, 21 декабря.
В ноябре этого года, отмечается в документе, главы федеральных ведомств получили задание до 1 апреля 2021-го не только сократить численность госслужащих (на 5% в центральном аппарате и на 10% — в территориальных органах), но и провести мероприятия по изменению структуры управления. К маю главы органов исполнительной власти должны отчитаться перед правительством о проделанной работе. Однако, полагают в ВШЭ, при текущем уровне вакансий в федеральных ведомствах (в среднем около 18%) сокращены в основном будут не реальные госслужащие, а вакантные позиции.
Правительству жизненно необходимо "не пропорциональное сокращение федеральных органов исполнительной власти на произвольно установленную величину (5%, 10% или 20%), а приведение численности служащих в соответствие с реально осуществляемыми функциями и полномочиями, установленными целями и конечными результатами деятельности, а также создание устойчивого механизма поддержания оптимальной численности с учетом новых квалификационных требований", отмечается в докладе.
Так, доля кадрового состава, осуществляющего обеспечивающие функции, только в 29 из 52 ведомств превышает 30%. Этот перекос необходимо устранить в том числе за счет цифровизации процессов, что позволит сократить ресурсы, в том числе человеческие, на работу с документооборотом и т.д. Высвобождающийся персонал после переучивания сможет выполнять профильные функции, уверены в ВШЭ.
В центральных аппаратах 52 федеральных органов исполнительной власти таким образом можно высвободить до 2267 человек (из 19 973) фактической численности, занятых в осуществлении функций и полномочий. Или — до 6799 человек (из 24 505 человек) относительно предельной численности с учетом сокращения вакансий.
Еще одной задачей должна стать оптимизация ресурсов самих органов власти за счет сокращения не только служащих, но и контроля постоянно растущих полномочий и функций, полагают в ВШЭ.
Эксперты приводят данные, которые показывают, что с момента первой попытки административной реформы количество таких функций увеличилось почти в два раза: с 5300 в 2003 году до 10425 в 2016-м. Авторы доклада предлагают распространить "регуляторную гильотину", которая сейчас затрагивает контрольно-надзорные функции и требования к бизнесу, на все полномочия органов власти, включая разрешительные (лицензии, разрешения и т. д.), регуляторные, обеспечивающие.
Сокращение функций должно приводить к соответствующему сокращению сопутствующих ресурсов, необходимых для исполнения функций, — численности государственных служащих, бюджетных расходов, закупок, административных расходов, подведомственных организаций. В ином случае госаппарат будет увеличиваться, несмотря на регулярные механические сокращения численности.
Подробнее — в материале "Известий".