24 ноября в Национальной галерее Коми начнет свою работу выставка "История развития мультимедиа искусства Ленинграда – Санкт-Петербурга 1985-2000 годов". Экспозиция подготовлена Санкт-Петербургской Новой академии при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
"В преддверии празднования векового юбилея Коми в республике проходят масштабные выставочные проекты. Так, в начале осени в Национальной галерее состоялась выставка "Василий Кандинский и Россия" из фондов Русского музея, а в декабре открылась экспозиция художника из Санкт-Петербурга Тимура Новикова. Сегодня вниманию любителей изобразительного искусства представлена уникальная выставка, рассказывающая об истории мультимедиа искусства", – прокомментировал министр культуры Коми, председатель Координационного Совета по культуре СЗФО Сергей Емельянов.
Экспозиция воссоздаёт многообразную картину происходившего в 1985-2000 годы интенсивного освоения новых путей и технологий в искусстве. Поскольку не существует объективного и полного исследования, в экспозиции собран воедино и систематизирован по годам и направлениям процесс перехода от аналоговых технологий к цифровым. От первых съёмок независимого и параллельного кино андеграундными режиссерами и художниками – к видео арту, к синтетическому перфомансу и хеппенингу; от традиционного и фотоколлажа к компьютерному коллажу, работе с программами и эффектами, монтажу и инсталляциям. Этот путь привёл к возникновению новых языков в искусстве: к сетевому искусству (веб-арту и нет-арту), виджеингу, диджеингу, саунд-арту и к художественным экспериментам с новым медийным пространством, столь актуальным в XXI веке.
"Сегодня современное искусство – это наука. Ведь современный художник – это не только творец, который рисует картины, но и ученный, который исследует широкий спектр элементов, наполняющих человеческую жизнь. Так, формирование кино- и фотоискусства, появление современных технологий позволило художникам органично объединяет все составляющие современного мира, создав при этом новый вид искусства – мультимедиа. Однако, стоит помнить о том, что каждое искусство –это визуальное открытие новых пространств знания. И выставка в Национальной галерее Коми очень дидактична. Она показывает переход художника от ручной работы в виде коллажей к мультимедиа искусству в 80 и 90-х годах", – отметил президент Национальной галереи Коми Пьер Броше.
Независимое кино и Параллельное кино, Некрореалисты, Новые Дикие, Речники, Новые Художники, Новые Композиторы, Пиратское Телевидение, Новая Академия, Товарищество Новые Тупые, АХЕ, Инженеры Искусств, Киберфеминизм, Галерея 21, группа Запасной Выход, группа Свои, ФНО – это те объединения и течения, деятельность которых в Ленинграде – Санкт-Петербурге на заре 90-х и во времена Перестройки способствовала возникновению новых направлений в искусстве.
Дух свободы, демократии, творческого эксперимента, который несла с собой перестройка, отразился в исканиях этих молодых независимых художников и режиссёров того времени, развивавших свое видение и авангардное искусство посредством освоения новых технологий.
Эксперименты пионеров медиа арта в России — фильмы, коллажи, инсталляции Владислава Мамышева (Монро), Тимура Новикова и Сергея Шутова, Ольги Тобрелутс, Константина Митенёва, Дмитрия Пиликина, группы Инженеры Искусств, Галины Леденцовой и группы Запасной Выход, Людмилы Беловой, и многих других будут представлены на выставке.
Выставочный проект реализован в рамках программы празднования 100-летия Республики Коми при поддержке Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми.