Новости Республики Коми | Комиинформ

Трансполярная магистраль - "мертвая" дорога времен ГУЛАГ

Трансполярная магистраль - "мертвая" дорога времен ГУЛАГ
Трансполярная магистраль - "мертвая" дорога времен ГУЛАГ
logo
Трансполярная магистраль - "мертвая" дорога времен ГУЛАГ
zen.yandex.ru

На интерактивной карте "Проводник по Коми" появился еще один объект, связанный с гулаговским прошлым Коми края. 

"Мертвая" железная дорога в Воркуте отражает судьбу как самой магистрали, так и многих ее строителей. Дорога Салехард — Игарка - одна из самых известных сталинских строек, железнодорожный путь вдоль Полярного круга, который оказался никому не нужен.

Где находится: железная дорога в поселке Северный уходит налево к Воргашору, в тундре на востоке видны горы Полярного Урала и силуэт железнодорожной насыпи. 

d2.jpg

Еще один участок - на 81 километре за Воркутой (если считать от станции). Это последний участок Печорской магистрали на Хальмер-Ю, разобранный в середине 1990-х.

Как добраться: на поезде по маршрутам "Москва - Воркута", "Москва - Лабытнанги". Лучшее время — август (комаров мало, заморозков почти нет).

От станции Чум - узловой железнодорожной станция Сосногорского района Коми  - начинается действующий участок Трансполярной магистрали "Чум — Обская — Лабытнанги". На станции Чум делают остановку поезда дальнего следования до Воркуты и Лабытнанги, а также местные поезда "Инта 1 — Воркута" и "Лабытнанги — Воркута". Поезда маршрута "Лабытнанги — Воркута" разворачиваются на станции Сейда и проходят станцию Чум дважды.

d3.jpg

Об объекте: бесхозная железнодорожная линия близ Воркуты. Строили ее узники ГУЛАГа. В отличие от других "великих строек коммунизма" сталинская железная дорога оказалась мертвой. На строительство было затрачено несколько миллиардов рублей. На ее ликвидацию только в 1953 г. было потрачено 78 млн. р. (по ценам того времени). Но огромное количество материальных ценностей так и не удалось вывезти (из-за удаленности от населенных пунктов и отсутствия транспорта). Многое из оборудования, мебели, одежды уничтожалось на глазах жителей железнодорожных поселков. Остались брошенные паровозы, опустевшие бараки, километры колючей проволоки. Там же погребены тысячи погибших заключенных-строителей, цена жизни которых не поддается никакой бухгалтерии.

Интересный факт: о мертвой дороге писал стихи Лазарь Шерешевский, они опубликованы отдельной главой в книге "Стройка № 503".

Владимир Пентюхов, журналист, краевед, поэт и прозаик во времена строек №501 и №503 — солдат срочной службы МВД, оставил несколько книг, среди которых "Енисейские сказы", "Как поймать на уху", "Песни узников" и документальные "Пленники печальной судьбы", "Раб красного погона".

О 501-й стройке также писали Владимир Микушевич, Михаил Дёмин, Платон Набоков. 501-й стройке посвящено одноимённое стихотворение Александра Розенбаума "Пятьсот первая стройка", включённое на виниловую пластинку "Анафема".