Новости Республики Коми | Комиинформ

В Нацмузее Коми продемонстрируют старинные финно-угорские "джинсы"

В Нацмузее Коми продемонстрируют старинные финно-угорские "джинсы"
В Нацмузее Коми продемонстрируют старинные финно-угорские "джинсы"
logo

11 декабря в 15 часов в Выставочном зале Национального музея Коми состоится открытие выставки "Этноджинс: все оттенки индиго" (6+).

"В рамках сотрудничества с Российским этнографическим музеем Санкт-Петербурга на базе Национального музея Коми мы организуем выставочный проект "Этноджинс: все оттенки индиго". Представленная экспозиция уникальных текстильных памятников станет еще одним подарком для жителей и гостей республики в преддверии ее 100-летия", — прокомментировал министр культуры, туризма и архивного дела региона, председатель Координационного совета по культуре СЗФО Сергей Емельянов.

В текстильном собрании Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) выделяется группа памятников, цвет и фактура которых определяет их сходство с джинсовыми изделиями. В то время как в Новом Свете были созданы первые джинсы, на огромном евразийском пространстве уже бытовали изделия всех оттенков индиго – цвета, ставшего культовым.

Представленные на выставке детали костюма и предметы интерьера характеризуют развитие данной текстильной традиции у народов России и сопредельных государств на протяжении столетия – с середины XIX до середины XX века.

Конопляные и льняные ткани синего цвета прочно утвердились в культуре славянских и финно-угорских народов. Из так называемой "синюхи" шили и будничную, и праздничную одежду, головные уборы. Синий цвет в костюме являлся и возрастным маркером, указывающим на преклонный возраст человека. У некоторых тюркских народов одежда синего цвета использовалась в обрядах перехода – похоронных или свадебных. Этот цвет воспринимался как небесный, священный.

Для окраски ткани традиционно применяли кубовое крашение. Название возникло благодаря способу приготовления красителя: его необходимо было настаивать в специальных чанах – кубах. Искусные мастера – синильщики, красильщики – могли придать ткани любой оттенок от глубокого синего до светло-голубого. В джинсовом стиле эта цветовая гамма считается классической.

Знаменитые набойчатые ткани синего цвета издавна известны русским, украинцам, армянам, азербайджанцам, узбекам, таджикам, мордве и др. Набойка, самая дешевая из всех разновидностей узорных тканей, широко применялась в быту. Ее использовали, прежде всего, для изготовления одежды, предметов убранства жилища: скатертей, полотенец, занавесок. Этот орнаментальный прием вполне соотносим с современными рисунками-принтами на дениме – плотной ткани саржевого переплетения.

Традиция украшения синей ткани полихромной вышивкой представлена образцами женской одежды, головных уборов, деталями костюма. Такой способ декорирования подобен популярной в 1970-1980-х годах вышивке на джинсовой одежде.

Зачастую при изготовлении одежды, обуви, аксессуаров в одном изделии могли сочетать разные по цвету и фактуре материалы, создавая оригинальные орнаментальные композиции в технике лоскутного шитья, чрезвычайно распространенного в наши дни вида творчества.

Особой группой текстильных памятников являются предметы одежды, сшитые из полосатой или клетчатой ткани в сине-белой гамме, получаемой в результате использования в процессе тканья нитей двух цветов – натурального (или отбеленного) и синего. Данный технологический прием также весьма востребован в настоящее время при изготовлении тканей.

Традиционные изделия выглядят очень актуально, а подчас и чрезвычайно модно, прежде всего, благодаря цвету, который обеспечивает визуальное сходство с современным джинсовым текстилем.

Этнографические памятники, представленные на выставке, являются не только уникальной источниковедческой базой для исследователей, но и представляют большой познавательный интерес для всех, кто интересуется историей традиционного текстиля народов Евразии.