"Российский экологический оператор" проанализировал проект территориальной схемы обращения с отходами в Коми на период до 2029 года.
По результатам рассмотрения проекта терсхемы РЭО пришел к выводам, что проект не в полной мере соответствует требованиям постановления правительства РФ "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем".
В частности, отсутствует информация:
- о производственной мощности (тонн/единиц в год, суммарно по видам отходов), применяемых технологических решениях и об оборудовании объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в госреестр объектов размещения отходов
- об установленных целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов (с разбивкой по годам) и о достигнутых значениях указанных целевых показателей (на дату утверждения терсхемы);
- об оценке объема капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
Также отмечено, что в проекте терсхемы использован понятийный аппарат, не соответствующий действующему законодательству России, в частности, понятие утилизации отходов, обезвреживание отходов.
Кроме того, электронная модель проекта, размещенная в открытом доступе, не отображает фактическую ситуацию обращения с ТКО на территории региона, т.к. содержит информацию только за 2016 г.
Также в ней отсутствуют данные о планируемом местоположении вновь вводимых объектов обращения с ТКО, об оценке объема капитальных вложений, о прогнозных значениях предельных тарифов, об установленных в регионе целевых показателях обработки и утилизации.
РЭО отметил необходимость корректировки электронной модели.
Утвержденные нормативы накопления ТКО
- для многоквартирных домов и индивидуального жилищного строительства (далее - МКД и ИЖС) (за исключением МКД и ИЖС без централизованного отопления при наличии печного отопления) в размере 1,33 куб. м/чел в; год. Отдельно: для крупногабаритных отходов (далее - КТО) в размере 0,57 куб./чел в год;
- для МКД и ЙЖС без централизованного отопления при наличии печного отопления в размере 0,58 куб. м/чел год. Отдельно для КТО в размере 0,25 куб./чел в год.
РЭО отмечает, что нормативы накопления для МКД и ИЖС без централизованного отопления при наличии печного отопления ниже средних нормативов накопления ТКО на территории РФ. Вместе с тем, применяемая плотность в размере 200 кг/куб. м выше средней по РФ.
РЭО считает целесообразным провести дополнительные замеры и, в случае необходимости, уточнить нормативы накопления ТКО, а также рассмотреть возможность дополнения существующих нормативов накопления ТКО в части их установления в килограммах в год на одного проживающего.
Масса образования ТКО
На основании данных проекта терсхемы масса образования ТКО в 2019 г. составила 306,3 тыс. тонн. Масса ТКО, образованных юрлицами, составила 88 тыс. тонн (28,7 % от общей массы образования ТКО).
Для расчета массы проекта терсхемы за 2020 год также принят 100% уровень охвата населения услугой по сбору и вывозу ТКО. Таким образом масса ТКО за 2020 год составит 332,9 тыс. тонн.
Такой подход расчета массы образования ТКО РЭО считает корректным. В то же время в соответствии с требованиями действующего законодательства, необходимо провести корректировку массы образования ТКО на основании нормативов накопления ТКО после их уточнения.
Отдельно отмечено, что в проекте терсхемы отсутствует прогнозная динамика образования ТКО региона. Рекомендовано дополнить проект территориальной схемы прогнозной динамикой образования ТКО.
Мощность объектов инфраструктуры ТКО
В рамках развития системы обращения с ТКО проектом терсхемы предусмотрено строительство 3 полигонов ТКО суммарной мощностью 397 тыс. куб. м в год и реконструкция одного полигона ТКО мощностью 19 тыс, куб. м в год. Отмечено, что в проекте не отражены сроки их строительства.
К 2024-му терсхемой планируется строительство двух объектов обработки ТКО суммарной мощностью 200 тыс. тонн в год, двух перегрузочных площадок суммарной мощностью 9,3 тыс. тонн в год и четырех объектов обезвреживания суммарной мощностью 7,6 тыс. тонн в год на удаленных и труднодоступных участках.
На основании данных проекта терсхемы, не представляется возможным оценить среднесрочный баланс обращения с ТКО.
Кроме того, отмечено, что на 2 полигонах ТКО в с. Айкино и Печоре не установлен тариф. Также на полигоне ТКО в Печоре у эксплуатирующей объект организации отсутствует лицензия, в связи с чем потоки мусора в федеральной схеме на данные объекты не учтены.
Также отмечается необходимость принятия решения рабочей группой о возможности направления потоков ТКО на 6 действующих полигонов в связи с их расположением вблизи действующих аэродромов на расстоянии менее 15 км.
Система раздельного накопления (сбора) ТКО
Проектом терсхемы предусмотрено до 2028 года внедрение системы раздельного накопления ТКО во всех муниципалитетах Коми.
Вместе с тем РЭО отмечает, что в проекте терсхемы отсутствует детализированная информация по реализации раздельного сбора: расчет транспортного парка, схемы, в том числе графические, транспортирования видов ТКО, собираемых в рамках системы раздельного сбора, на объекты утилизации.
Рекомендовано дополнить проект соответствующей информацией.
Зоны деятельности региональных операторов по обращению с ТКО
Проектом территориальной схемы предусмотрена единая зона деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.
С учетом численности населения (820 тыс. чел) и сложившейся системы обращения с ТКО на территории региона, решение о создании одной зоны деятельности регоператора по обращению с ТКО на территории Коми сочтено целесообразным.
Достижение целевых показателей Нацпроекта "Экология".
В проекте терсхемы Республики Коми отсутствуют прогнозные показатели обработки и утилизации ТКО к 2024 г.
Ввиду отсутствия прогнозных показателей обработки и утилизации ТКО в проекте терсхемы не представляется возможным оценить достижение показателей Национального проекта "Экология",
РЭо рекомендует скорректировать проект терсхемы в части перспективных целевых показателей и актуализировать информацию по действующим и перспективным объектам инфраструктуры ТКО.
Отдельно отмечается, что достижение необходимых показателей утилизации ТКО возможно при комплексной реализации системы раздельного сбора, использовании технологий компостирования и производства альтернативного топлива (RDF).
Рекомендовано дополнить проект терсхемы соответствующей информацией.