В Сыктывкаре появятся экспериментальные участки для мониторинга действия противогололедных средств, сообщает пресс-служба администрации муниципалитета.
Варианты решения этого вопроса рассмотрели на рабочем совещании под руководством мэра столицы Коми Натальи Хозяиновой, с участием руководителя МКП "Дорожное хозяйство" Дмитрия Дмитриева, начальника отделения дорожной инспекции и организации движения Госавтоинспекции Сыктывкара Антона Чувьюрова и экологов – главы КФХ "Семена Коми" Александра Попова и заместителя директора республиканского центра обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования Минприроды Республики Коми Татьяны Плато.
Сегодня основным и, главное, доступным и менее затратным противогололедным материалом является песко-соляная смесь (ПСС), которая готовится для нужд города на территории МКП "Дорожное хозяйство". Однако горы песка на улицах и тротуарах Сыктывкара при небольшом количестве снега и перепадах температуры воздуха от мороза к оттепели вызывают недовольство горожан, которые вынуждены на обуви приносить грязь в помещения. Понимая это, администрацией города была поставлена задача найти альтернативные варианты обеспечения безопасного передвижения жителей города.
По словам Д.Дмитриева, согласно требованиям ГИБДД проезжая часть дорог должна очищаться от снега и льда и обрабатываться при необходимости противогололёдными материалами. Таковы требования документов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. По словам А.Чувьюрова, дороги в Сыктывкаре обслуживаются в соответствии с нормативами и претензии к дорожным службам у ГИБДД отсутствуют.
Однако экологи выступают против тотальной посыпки ПСС, так как соль и песок негативно сказываются на состоянии зеленых насаждений на газонах, и в сухую погоду песок превращается в пыль, загрязняет воздух.
Что касается тротуаров, то здесь требования не столь жесткие и допускается обработка, в том числе солями противогололедных материалов. К примеру, часть улично-дорожной сети, вымощенная гранитом в районе торгового центра "Звездный", обрабатывается средством "Экосол", который состоит из минеральных солей и приобретен для обработки от обледенения участков в гранитном исполнении, так как другие материалы малоэффективны. Однако те же экологи с осторожностью относятся к применению подобных средств, хотя они показывают результативность, так как при определенных температурах расплавляют лед в кашицу, которую легко убирать. Кроме того, их требуется меньше по объему, чем песчано-соляной смеси, и они не засоряют ливневую канализацию, благодаря полному растворению. Поставщики противогололедных материалов декларируют безопасность препаратов для окружающей среды. Использование же чистого песка возможно только при существенном понижении температуры воздуха, в морозы, когда соли, входящие в составы химических компонентов, перестают "работать".
В итоге было принято решение в качестве эксперимента выбрать отдельные участки тротуаров города, один из которых обрабатывать только ПСС, другой - крошкой с противогололедными материалами и вести мониторинг эффективности этих противогололедных средств в опоре на общественное мнение.
Также было решено отслеживать количество высыпаемой при гололедице ПСС, чтобы не было песчаных куч там, где это не требуется, и чтобы город не превращался "в пляж", по весне не скапливалась грязь, а летом не было бы песчаных бурь. Для этого, специалистами "Дорожного хозяйства" проведены доработки установок дорожных машин, а также даны разъяснения работникам, осуществляющим непосредственно внесение смеси на обслуживаемые участки, чтобы исключить так называемый человеческий фактор или попросту халатность и нерадивость. Мастерам предприятия поставлена задача осуществлять контроль качества работы.
Помимо этого, был поднят вопрос разумного подхода при уборке снега с обочин на газонах. Чтобы сохранить зеленые насаждения и при этом обеспечить безопасность на дорогах, решено было не убирать снег полностью, оставлять небольшой слой снега.
Также Н. Хозяинова обратила внимание на то, что этой зимой изменена схема уборки снега. В приоритете – наиболее проходимые участки тротуаров и дорог с высоким трафиком. Только после обеспечения прохода по социально значимым участкам дорожники переходят на очистку Стефановской площади и других участков.