В Коми одобрены основные направления бюджетной и налоговой политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Соответствующее постановление подписал первый заместитель председателя Правительства Коми Игорь Булатов.
В документе сказано, что налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета за 8 месяцев текущего года снизились на 12,6 млрд рублей, или на 23,1%, относительно уровня поступлений за аналогичный период прошлого года, а поступление налога на прибыль организаций снизилось более чем в два раза. Несмотря на то, что в третьем квартале темп снижения поступлений замедлился, согласно предварительной оценке по итогам 2020 года объем выпадающих налоговых и неналоговых доходов превысит 16,4 млрд рублей, что на 21,4 % ниже прошлогоднего уровня поступлений, а также объема налоговых и неналоговых доходов, запланированных в бюджете на 2020 год.
При этом полученные Республикой Коми из федерального бюджета дополнительные дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме 5,5 млрд рублей, из которых 4,2 млрд рублей предоставлены в целях компенсации снижения поступления налоговых и неналоговых доходов, лишь частично покрывают выпадающие доходы бюджетов Коми.
С распространением COVID-19 и замедлением экономической активности возникла необходимость оперативного принятия корректировок налогового законодательства Республики Коми для сохранения стабильности социально-экономической ситуации. Правительство региона в течение 2020 года ввело ряд дополнительных мер, направленных на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), в том числе с целью снижения налоговой нагрузки на бизнес в Коми.
Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на трехлетний период 2020 – 2022 гг. налоговые ставки снижены в 2 раза (с 6% до 3%, если объектом налогообложения являются доходы, и с 15% до 7,5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов).
Кроме того, на 2020 год в 2 раза снижена до 1 % налоговая ставка налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества. Данная преференция установлена в отношении объектов недвижимого имущества организаций, отнесенных к субъектам МСП.
С 1 июля 2020 года на территории Республики Коми введен в действие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", позволяющий "самозанятым" гражданам легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимальными издержками и вести ее в дальнейшем в наиболее простом и необременительном режиме.
Помимо реализации мероприятий по увеличению доходной базы регионального уровня, осуществлялось стимулирование муниципальных образований городских округов и муниципальных районов, принимающих меры по увеличению базы доходов местного бюджета.
Традиционно высокая бюджетная обеспеченность Коми не позволяет рассчитывать на сколько-нибудь значительные объемы дотаций из федерального бюджета. Кроме того, использование критерия бюджетной обеспеченности также снижает максимальный уровень софинансирования из федерального бюджета и при предоставлении субсидий.
В 2020 году тенденция роста расходов продолжилась. Прогнозируемый рост к концу года составит более 20% к показателям исполнения за 2019 год. Крупнейшими направлениями расходования средств консолидированного бюджета Коми являются образование, здравоохранение и социальная политика. Общий объем средств, направляемых на решение социальных задач, составляет порядка 70 % всех бюджетных расходов. В консолидированном бюджете Республики Коми доля расходов на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда остается стабильно высокой – порядка 40 %.
При планировании бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми ежегодно предусматриваются средства на индексацию заработной платы работников государственных учреждений. По итогам I полугодия 2020 года обеспечено сохранение достигнутых соотношений между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Коми.
В первом полугодии 2020 года в условиях снижения бюджетных доходов и распространения COVID-19 все принятые расходные обязательства республиканского бюджета исполняются.
Кроме того, выделены дополнительные бюджетные ассигнования республиканского бюджета (в том числе за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета) на мероприятия по борьбе с COVID-19, на стимулирующие выплаты работникам государственных учреждений в сферах здравоохранения и социальной защиты, оказывающим услуги гражданам, у которых выявлена COVID-19, на оказание гражданам дополнительных мер социальной поддержки, на поддержку работодателей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением COVID-19
Безусловно, ключевым негативным фактором, оказывающим доминирующее влияние на ход исполнения и сбалансированность бюджета в 2020 году, является распространение COVID-19. Наряду с выпадающими доходами Республика Коми несет и непредвиденные расходы. Мероприятия по предотвращению негативных последствий распространения COVID-19 привели к дополнительным расходам республиканского бюджета Республики Коми в объеме 5,1 млрд рублей, из которых за счет дополнительной целевой помощи федерального бюджета 3,3 млрд рублей.
С учетом вышеизложенного в 2020 году, несмотря на поддержку со стороны федерального бюджета, ожидается дефицит республиканского бюджета Коми, значительно превышающий его значение, утвержденное законом о республиканском бюджете Республики Коми на текущий год. В текущих условиях сбалансировать республиканский бюджет возможно только с привлечением остатков средств на счетах бюджетных и автономных учреждений, а также государственных заимствований в размере, превышающем утвержденные законом о республиканском бюджете на текущий год значения.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в предстоящий трехлетний период, при условиях реализации целей национальных проектов и нивелирования COVID-19, станет обеспечение сбалансированности бюджетной системы Республики Коми, в том числе за счет: обеспечения роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета; сдерживания роста расходов республиканского бюджета, не обеспеченного увеличением доходов и (или) оптимизацией расходов; совершенствования системы управления общественными финансами; сохранения объема государственного долга Республики Коми на безопасном уровне, нивелирования дефицита и обеспечения ликвидности республиканского бюджета.
Основным инструментом, обеспечивающим решение поставленной задачи, по-прежнему остается Программа оздоровления.
Основные направления налоговой политики Республики Коми на 2021 – 2023 годы сохраняют преемственность уже реализуемых мер по повышению эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического развития, увеличения доходов консолидированного бюджета Коми за счет стимулирования инвестиционной деятельности на территории региона, оптимизации налоговой нагрузки, отмены неэффективных налоговых льгот, в том числе путем:
- создания оптимальных условий для стимулирования экономического роста, развития предпринимательской и инвестиционной деятельности
- применения такого стимулирующего инструмента, как инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций для налогоплательщиков – участников реализации национальных проектов на территории Коми, а также инвестирующих в экономику региона более 15 млрд рублей ежегодно
- продолжения предоставления налоговых льгот в рамках заключенного специального инвестиционного контракта
- продолжения поддержки субъектов МСП посредством предоставления налоговых льгот
- совершенствования применения специальных налоговых режимов для целей развития МСП
- реализации мер, направленных на легализацию предпринимательской деятельности, содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости путем расширения практики применения налога на профессиональный доход, регистрации граждан в качестве "самозанятых" и вовлечения их в экономику
- развития рынка газомоторного топлива, повышения уровня обеспеченности объектами газозаправочной инфраструктуры с учетом установленных на территории Коми пониженных налоговых ставок по транспортному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков, использующих природный газ в качестве моторного топлива
- продолжения работы по совершенствованию механизмов взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в Республике Коми и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджетов и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, сокращения недоимки
- организации работы с кураторами налоговых расходов Коми в целях проведения оценки эффективности налоговых льгот и пониженных налоговых ставок с учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с Постановлением № 477
- продолжения работы по корреляции действующих налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам (налоговых расходов) с целями государственных программ Республики Коми, структурных элементов государственных программ Республики Коми и (или) целями социально-экономической политики Республики Коми, не относящимися к государственным программам Республики Коми
- оптимизации предоставляемых налоговых льгот и преференций.
С начала 2021 года планируется установление в регионе следующих налоговых преференций:
- продление на территории Коми действия "налоговых каникул" при применении упрощенной и патентной систем налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей до 1 января 2024 г.
- установление налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами
- освобождение от уплаты транспортного налога владельцев колесных транспортных средств исключительно с электрическими двигателями.
Кроме того, с 1 января 2021 года планируется установление налоговых льгот для резидентов Арктической зоны Российской Федерации на территории Коми по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в республиканский бюджет, по налогу на имущество организаций, а также установление пониженных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения.
С полным текстом документа можно ознакомиться здесь.