В Коми предлагается создать предприятие по глубокой утилизации изношенных шин. Об этом, в частности, говорится в проекте территориальной схемы обращения с отходами на период до 2029 года, который вынесен на общественное обсуждение.
Изношенные шины - один из приоритетных видов отходов, представляющих ценность для повторного вовлечения в хозяйственный оборот.
В Коми образуется 7 371 тонна изношенных шин. При этом основную массу составляют шины грузовые и общественного транспорта.
По данным Минприроды Коми, система учёта шин в регионе не налажена, что не позволяет объективно оценить пути этого вида отходов от мест образования до мест сбора и утилизации. Существующие методы обработки, утилизации, обезвреживания и технологии позволяют переработать покрышки практически на 100% с выделением крошки различных размеров, текстильного и металлического корда и с выделением и дальнейшей переработкой бортового кольца.
В настоящее время изношенные шины в стране и мире используют в виде топлива, крошек и порошков, используемых для наполнителей, резиновых изделий, либо дорожных покрытий или экспортируются в качестве наполнителей, различных изделий в гражданском строительстве.
С целью обеспечения комплексной утилизации изношенных шин предлагается организовать объекты сбора и первичной сортировки изношенных шин в местах их образования (добывающие предприятия, предприятия топливно-энергетического комплекса, транспортные предприятия и компании, а также поставить на учёт шиномонтажи и сервисные автомобильные центры, дилерские центры производителей автопокрышек.
С этой целью может быть разработано основное мероприятие подпрограмм региональной программы в области обращения с изношенными шинами на территории Республики Коми. Важным элементом внедрения основного мероприятия должна стать организация объектов накопления изношенных шин на территории Республики Коми. С целью оптимизации транспортных затрат на перевозку накопленных изношенных шин к местам глубокой обработки, утилизации, обезвреживания, необходимо применить мощные мобильные шредеры, которые позволят сократить объём шин, переработав их в куски размером не более 0,3 х 0,3 м. Мощность таких шредеров по обработке, утилизации, обезвреживанию составляет до 10 тонн шин в час. Далее переработанный шредерат должен быть перевезён на предприятие по глубокой обработке, утилизации, обезвреживанию, которое позволит переработать сырьё с получением резиновой крошки от 0,63 до 3 мм.
Наиболее удобное расположение предприятия по глубокой обработке, утилизации, обезвреживанию шин – в районе г. Сосногорска в составе производственно-технического комплекса. Объекты накопления должны быть расположены в районе городов Воркута, Ухта, Печора, Сыктывкар.
Изношенные шины в процессе утилизации могут стать источником ценного эластомерного сырья для производства различной продукции и строительных материалов. Особый интерес представляет применение резиновой крошки для устройства долговечных дорожных покрытий, которые эксплуатируются во всех климатических зонах в мире.
Технико-экономическая эффективность от такой разработки обеспечивается за счет разработанной эффективной технологии применения резиновой крошки в составе дорожных асфальтобетонных смесей, обеспечивающих продление на 50-70% сроков службы дорожных асфальтобетонных покрытий и соответствующего сокращения объемов ремонтных работ в процессе эксплуатации дорожных покрытий.
На территории Республики Коми предлагается разместить предприятие по глубокой утилизации изношенных шин, которые могут поступать как с предприятий на территории Республики Коми, так и с сопредельных регионов (Архангельская область, Кировская область, Пермский край). Созданное предприятие будет осуществлять комплексное производство по утилизации шин и производства вторичных материальных ресурсов, которые могут быть переработаны в модификаторы для асфальтобетона, резиновую крошку различного размера для производства рулонных материалов, мастик, покрытий для спортивных объектов, сорбентов для утилизации нефтяных разливов, производства дорожных плит для устройства временных дорог в условиях заболоченных местностей и в местах прокладки и эксплуатации трубопроводов.
Мощность оборудования по обработке, утилизации, обезвреживанию должна составить не менее 10 тысяч тонн шин в год.
Наиболее востребованными по производству готовой продукции могут стать предприятия по выпуску дорожных плит на основе резиновой крошки (размер 4х2 метра) для устройства временных дорог и объектов для добывающих компаний, а также дорожного модификатора для устройства асфальтобетонов и сорбента, который может быть использован при нефтеразливах.
Общественные обсуждения продлятся до 10 декабря. Замечания и предложения будут приниматься до 25 ноября. Проект размещен на сайте ведомства.