Правда ли, что газомоторное топливо выгоднее бензина? Насколько безопасен газ при использовании в автомобиле? Какой вид топлива сильнее влияет на износ двигателя? На эти и другие наиболее популярные вопросы о газомоторном топливе ответили начальник транспортного отдела ООО "Газпром трансгаз Ухта" Александр Ликомидов и заместитель начальника транспортного отдела Владимир Мельцов.
Кто в Коми является основным потребителем газомоторного топлива
Основным потребителей газомоторного топлива является собственный транспорт ООО "Газпром трансгаз Ухта" и транспорт других дочерних обществ ПАО "Газпром", также другие крупные предприятия, юридические и физлица.
На данный момент в обществе эксплуатируется 1271 транспортное средство, которое пригодно к переводу на газомоторное топливо. Из них 804 уже переведены, и 45 единиц ждут к получению, поэтому парк автомобилей должен составить 849 единиц, что равняется 64% об общего числа автопарка.
Каковы преимущества газомоторного топлива
Одним из аргументов перехода на газомоторное топливо является его экологичность. Объём вредных выбросов в атмосферу при использовании компримированного природного газа значительно меньше: в нём полностью отсутствуют твёрдые частицы и сернистые соединения (основные компоненты смога), до 65% снижаются выбросы угарного газа и тяжелых углеводородов, снижены выбросы оксидов азота.
Использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет увеличить срок службы двигателя в 1,5 раза. Этому способствует чистый состав природного газа, который при сгорании не только не образует отложений в двигателе, но и не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, тем самым снижая трение и износ двигателя.
Существенное значение имеет и то, что топливные расходы при использовании метана ниже на 30–50% по сравнению с традиционными видами топлива. Для физических лиц, владеющих авто на газомоторном топливе, на 50% снижен транспортный налог. Сейчас на уровне правительства региона решается вопрос о снижении налога для коммерческих предприятий и предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки также на 50%.
Как перевести машину на газ
Наиболее простой способ – это покупка автомобиля с уже установленным на автозаводе газовым оборудованием, которое сегодня имеет довольно широкую линейку моделей как отечественного, так и импортного производства. Начиная от легковых, заканчивая спецтехникой. Если у вас уже есть машина и она работает на привычном топливе – бензине или дизеле, то ее можно оснастить газобалонным оборудованием.
Кстати, можно стать участником специальных программ, которые позволяют с выгодой установить оборудование. Так, например, во всех регионах присутствия "Газпром"
реализуется программа "Первый раз – первый газ". В рамках ее автовладельцы получают газовое оборудование в аренду на три года с обязательной выборкой природного газа в указанном в договоре объеме. Вторая программа – "Экогаз – экономия для вас+". Ее участникам компания "Газпром газомоторное топливо" частично компенсирует стоимость газомоторного оборудования при установке в партнерском пункте переоборудования и предоставляет топливную карту с лимитированным объемом до 4 тысяч кубических метров природного газа в подарок для юридических лиц и скидку до 35 тысяч экобонусов для частных лиц. Ими можно оплачивать до 50% стоимости топлива, 1 бонус = 1 рублю, тем самым можно сэкономить на стоимости топлива.
Еще одна программа- "Экосити", в рамках которой клиент устанавливает оборудование в одном из партнерских пунктов, а компания размещает рекламу с топливным брендом на борту переоборудованного автомобиля. За это клиент ежеквартально получает денежное вознаграждение.
Если говорить о цене комплекта оборудования, то его стоимость в среднем составляет 60-90 тысяч рублей в зависимости от типа транспортного средства и количества баллонов, устанавливаемых на него.
Цена автомобиля и сколько километров можно проехать на одной заправке
Сегодня в России продаются три типа машин: битопливные, газо-дизельные и газовые.
Для сравнения, так называемые битопливные автомобили, которые могут ездить как на бензине, так и на газе, могут проехать порядка 250 км только на голубом топливе, а затем переключиться на бензин. Газодизельные пробегают по сравнению с дизельными аналогами на 30-40% больше, пробег автомобилей с газовыми двигателями до одной заправки составляет 450-500 км.
Что касается цены, то любой автомобиль на газе дороже на 10-15% в зависимости от конструкции. Но разница в цене окупается уже после пробега 40-50 тыс.км.
Не будет ли устанавливаемое оборудование слишком громоздким
Баллон, конечно, занимает определенный объем. Однако при трехкратной разнице в цене на топливо – более 40 рублей за литр дизеля и 18 рублей за куб газа, это неудобство можно потерпеть. Да и не каждый день возят в багажнике серьезный груз. Если это критический показатель, как примеру для автомобиля такси, то выгоднее будет купить газовую машину заводского производства, в котором баллоны интегрированы в конструкцию автомобиля и тем самым багажная площадь остается неизменной.
Насколько безопасен автомобиль на природном газе
Пропановые, бензиновые и дизельные машины горят намного чаще – причина аварий в машинах с газобалонным оборудованием, как правило, это несоблюдение правил эксплуатации баллонов. Для взрыва необходимо образование топливо-воздушной смеси и смешение газа с воздухом. Нахождение газа в баллоне под давлением исключает проникновение туда воздуха, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом всегда присутствует смесь их паров с воздухом, что и может привести к взрыву и горению.
Резервуар для сжатого природного газа изготавливается с толщиной стенки, которая выдерживает давление в 200 атмосфер, то есть даже при очень серьезной аварии взрыва не произойдет – у баллона есть высокий запас прочности. На случай повреждения газопровода аппаратура снабжена автоматическим устройство устраняющим утечку газа.
Даже в случае утечки метан, так как он легче воздуха, улетучивается и не может накапливаться где-либо, и представлять опасность для человека. Чтобы не допустить экстренных ситуаций, владелец газобаллонного оборудования должен своевременно проходить технический осмотр оборудования и обращаться в сервис при возникновении вопросов или сбоев в работе оборудования.
Как правило, газовые баллоны устанавливаются в наименее уязвимых и реже всего повреждаемых частях автомобиля. Так, по данным исследования концерна BMW, вероятность разрушения корпуса автомобиля в зоне расположения баллона составляет 1-5%. Короткое замыкание никак не отразится на работе, лишь перегорит предохранитель.
При возгорании автомобиля в конструкции вентиля баллона предусмотрена прокладка, которая проплавится с повышением температуры до критической отметки и газ улетучится.
МЧС России квалифицирует газобаллонное топливо как самое безопасное из существующих.
Каковы перспективы развития газомоторного топлива в России
Ключевыми потребителями метана в качестве моторного топлива в ближайшей перспективе станет магистральный, железнодорожный, водный транспорт, карьерная и сельскохозяйственная техника. Объем его потребления к 2030 году на магистральном транспорте составит 33% от общего объёма, на водном транспорте — 27%, на карьерной технике — 23%, на железнодорожном транспорте — 9%, на сельскохозяйственной технике — 8%.
Ключевым потребителем сжиженного природного газа в качестве моторного топлива станет магистральный транспорт. Использование СПГ положительно сказывается на металлоёмкости транспортных средств, повышении их грузоподъемности и запаса хода (относительно КПГ). Газодизельные седельные тягачи способны пройти на одной заправке более 1000 км.
Поэтому перспективы развития оцениваются как положительные. На уровне государства стоит задача к 2024 году увеличить количество газовых заправок с текущих 335 заправок до 1400 штук, а объем продаж увеличить до 3,8 млрд кубометров. Безусловно, чтобы достичь таких результатов необходимо наращивать парк газомоторных автомобилей и заправочных станций.