Мировой судья Первомайского судебного участка города Сыктывкара рассмотрел гражданское дело по иску о взыскании стоимости авиабилетов ввиду отказа пассажира от перевозки в период пандемии новой коронавирусной инфекции.
Суть дела такова. 13 февраля сыктывкарка приобрела авиабилеты по маршруту Сыктывкар-Москва, Москва-Сыктывкар на двоих пассажиров. Даты вылета - 15 и 29 июня. Стоимость авиабилетов составила 42 390 руб., оплата произведена полностью. Билеты были приобретены по "возвратному" тарифу.
4 июня женщина написала заявление о расторжении договора авиаперевозки в одностороннем порядке и возврате уплаченных за авиабилеты средств. Авиакомпания предложила оформить электронный ваучер, сертификат для оплаты будущих перелетов.
Полагая, что отказ "Аэрофлота" от возврата денег, оплаченных за авиабилеты, является незаконным, сыктывкарка просила через суд взыскать 42 390 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами.
Суд в иске сыктывкарки отказал.
Почему?
Мировой судья указал, что в связи с пандемией в законодательство были изменения, устанавливающие особый порядок возврата пассажиру средств за провоз.
Так, статья 107.2 ВК РФ устанавливает, что в случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории России либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
С 07.07.2020 вступило в силу постановление Правительства РФ № 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации либо на ее части".
Этот документ применяется к договорам воздушной перевозки пассажира, подлежащим исполнению с 01.02.2020 по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18.03.2020 - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, и заключенным до 01.05.2020.
Таким образом, положения ст. 108 ВК РФ и п. 227 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (о добровольных и вынужденных отказах), в силу императивности норм ст. 107.2 ВК РФ, с учетом даты заключения договора до 01.05.2020 и того, что договор перевозки подлежал исполнению 15.06.2020 и 29.06.2020, т.е. в период после 18.03.2020, не применяются.
"Поскольку сыктывкарка не оспаривала то, что "Аэрофлот" предлагал ей воспользоваться услугами по перевозке в другие даты с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, а также разъяснял ей возможность оформить специальный сертификат на полную стоимость перевозки, то есть, со своей стороны предложил все возможные альтернативные способы использования уплаченных за перевозку денежных средств, то правовых оснований для удовлетворения требований в части взыскания стоимости перевозки не имеется", - отметил суд.
Решение в законную силу не вступило.